Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов. Памирские носки


Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов

Памирские джурабы - это удлиненные носки, чем-то напоминающие современные гольфы,  ручной вязки с плотно связанной пяткой, которые обычно носят в самые суровые холода. Ниёзбегим Гуломшоева – одна из многочисленных мастериц Бадахшана, которая занимается вязанием джурабов с детства. Она рассказала об особенностях вязания этого типа носков. 

Вязание джурабов - древнее ремесло, которое передается по наследству и очень ценится. Такой вид вязания является традиционным у народов горных районов Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Афганистан), Кавказа, Пакистана и Ирана. Это ремесло также встречается в балканских странах: Албании, Боснии, Болгарии, Греции, Македонии, Сербии и Турции.

Трудно сказать, где зародилось это ремесло. Самое древнее из известных упоминаний о джурабах с поддерживающей стопу конструкцией и замысловатым узором датируется XII веком. Они впервые были обнаружены в Египте. На сегодняшний день самым распространенным мнением о месте происхождении джурабов является то, что их родина – Индия. Хотя достоверно известно, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.

В Таджикистане джурабы преимущественно вяжут в одном регионе – Горном Бадахшане. Климатические особенности и постоянные холода сделали это ремесло там особенно популярным. 

19:02 13 октября, 2017

На Памире жили и живут замечательные женщины, которые продолжают древние традиции своих предков. Издревле секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла собственную бесценную крупицу опыта в копилку общей мудрости. За многие десятилетия искусство вязания джурабов стало совершенным, появились новые модели и орнаменты, но все равно мастерицы сохраняют в своих работах древние узоры.

Ниёзбегим Гуломшоева живет в Душанбе более 20 лет, но родом она из кишлака Нисур Рушанского района Бадахшана, где, по ее словам, вяжут самые красивые джурабы.  

- Я начала вязать с 7 класса, меня этому научили мама и бабушка. Вообще, на Памире принято, чтобы каждая девушка умела вязать, - рассказывает Ниёзбегим, - Бабушка говорила, что надо обязательно уметь вязать джурабы, потому что они могут помочь выжить. Я раньше не задумывалась над ее словами, но в годы гражданской войны, когда мы приехали в 1995 году в Душанбе, и остались здесь без средств к существованию, именно джурабы спасли мою семью от голода. Из-за боязни выйти на улицу, я в то время так много вязала: у нас комната до потолка была забита джурабами. Мы их продавали и покупали все необходимое…

По словам Ниёзбегим, первыми ее покупателями стали иностранцы, которые работали в международных организациях. Они оценили работу женщины, которая вяжет экологически чистые изделия, причем, занимается ручным трудом.

- Отличие джурабов от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойствах. Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом. Для того, чтобы связать джурабы, обязательно нужна овечья или козья шерсть, - рассказывает мастерица. - Для их вязания используется очень толстая, достаточно грубая пряжа из овечьей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым способом, и только после этого красится. Раньше мы сами изготавливали такую пряжу, а теперь заказываем. Настоящие джурабы должны быть очень теплыми и плотными.

По словам Ниёзбегим, на Памире женщины готовили приданое дочерям, и его солидная часть состояла из джурабов, которыми нужно было одаривать многочисленных членов семьи жениха. Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти. У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Оказывается, в вязании джурабов есть свои секреты. Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях. Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание. Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов.

19:14 24 ноября, 2017

Но в джурабах главное зависит от мастерства и терпения мастерицы.

Тот, кто живет на Памире, с легкостью различает рушанские и шугнанские джурабы, изделия связанные в Ишкашиме или в Рошткале.

Но самые красивые, по мнению экспертов, это бартангские джурабы – у них сочные цвета и красивые орнаменты. Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков. Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия.

- Некоторые мастерицы предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент,  другие больше используют цвета, например, красный оттенок, - рассказывает наша героиня, - Памирские девушки носят джурабы преимущественно с красным цветом, а мужчины предпочитают с белым.

19:00 8 декабря, 2017

Что касается орнаментов, то Ниёзбегим говорит, что они тоже бывают разными. Например, можно в своих работах использовать арийский орнамент – свастику, обозначающий четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. А можно и лалик – кукольный глаз. Мастерица вспоминает, что даже связала носки с орнаментом американского флага, иностранцы их сразу скупили. 

Сначала вяжут кайму, ободок, потом сихом (сих - крючок на рушанском диалекте)  набирают петли основания джураба, на последнем месте – пятка и носок.

Ниёзбегим признается, что даже в сувенирных лавках узнает свои работы. Мы удивляемся: ведь вязать могут почти все памирские женщины, как же вы можете узнать свои джурабы?

Женщина загадочно улыбается:

- Ни одна работа не может быть точной копией другой. Конечно, у нас есть тетрадки, в которых мы собираем и копируем различные понравившиеся узоры, но каждая мастерица обязательно, да и добавит в свою работу что-то свое. 

Она признается, что за столько лет работы знает узоры наизусть, поэтому и в тетрадку не заглядывает.  Кстати, пару джурабов мастерицы могут связать за два дня. Цена среднего размера джурабов стоит порядка 60-80 сомони. Но если это специальный заказ, то можно их связать из чистейшей шерсти без примесей - подороже. Зато это будут настоящие лечебные джурабы. И еще одно: вязание джурабов тоже хорошая терапия, которая успокаивает нервы.

Джурабы – отличный подарок близким людям в зимнее время года. Ведь ноги в тепле – здоровье в доме! 

news.tj

А-ля Памирские джурабы. | Страна Мастеров

Идея МК возникла у меня, как только автор уникального видео-МК Памирских джурабов удалила свой мастер-класс... Вот тут он был http://stranamasterov.ru/node/623899. Там же можно посмотреть как выглядит то, что мы будем вязать вместе.Есть много разных техник вязания джурабов. Есть на спицах, есть -начало от носочка. Мы будем вязать джурабы сверху и крючком. Он-лайн у меня первый, так что шепотом можно указывать на ошибкиЗаранее прошу прощения если ваши ожидания не оправдаются. Ну, в смысле вы ожидали "Вау", а на деле "уууу"думаю.

Итак, поехали...По сути-это носки, но поскольку они вяжутся не совсем обычно, я, для удобства, позволю себе называть эти носки-джурабами, хоть они и не являются полноценными джурабами, как их задумали авторы много веков назад.

Оговорюсь сразу- орнамент вывязывать не будем, точнее-я не буду, а вы-как пожелаете

Нам понадобится: Пряжа- рекомендуется шерсть, полушерсть-в две нитки,Крючки- рекомендуются 5 номер ("резинка"и пятка), 7 или 8 номер(полотно)

На деле, у меня пряжа Strickgarn,100% полиакрил 50г. 140м- на мой джурабчик ушел 1 моток и еще чууточку. Если вязать секционной пряжей. получится, своего рода, орнамент.

 

Крючок номер 5-на все.

Вяжу в одну нитку. Крючок, даже на такую толщину нити, как у меня, лучше брать побольше (5 номер), потому что вязать нам придется слабо (это важно, так как особенность вязки заключается в том, что хоть мы и вяжем слабо, но полотно сжимается, хотя при этом -тянется). В общем, моя задача показать технику, а остальное-дофантазируете, вы же умнички

Высчитать, сколько воздушных петель мне нужно для джураба у меня не получилось. Дело в том, что изделие получается достаточно плотное, голенище очень хорошо облегает ногу, просто, как вторая кожа, поэтому главное- не перетянуть.

Дополнение: Чтобы высчитать число петель, девочки предложили вариант- набирать воздушные петли и сразу прикладывать к ноге, к тому месту, где хотите чтобы была резинка.

Для данного джураба я набрала 48 петель. Моя нога влезает, но скрипя(внутри чувствует себя "как дома", но натягивается трудновато), а вот на сына влез идеально.

Значит,48 петель(или столько, сколько вы считаете нужным для вашего джураба, ориентируясь на нитку и величину изделия) закрываем в кольцо.

Хоть мы вяжем "по спирали", для удобства я отмечаю начало маркером.

Теперь, ЗА ЗАДНЮЮ СТЕНКУ вяжем ПОЛУСТОЛБИКИ.Вязать очень слабо, не затягивая петли.!!! Вязать крючком номер 5.

  

Это будет наша "резинка". У меня-7 рядов. Выглядит она так:

Далее, продолжаем вязать ПОЛУСТОЛБИКАМИ, но! - ЗА ПЕРЕДНЮЮ СТЕНКУ. Если вы вяжете 2 крючками, не забудьте поменять крючок на 7(8) номер.Получится такое полотно:

Вместе с "резинкой":

Так вяжем голенище до пятки- длина произвольна, у меня 21 см.

НЕ ЗАТЯГИВАЕМ ПЕТЛИ!!! Петлю вытаскиваем где-то на 1 см. Не бойтесь, что будут дырки, особенность этой вязки полностью исключают дырки Полотно все рано будет плотным.

ПяткаКто вяжет двумя крючками, меняем крючок на тот, которым вязали "резинку"!

Отметить середину(половину петель, в моем случае= 24). Маркер не передвигаем, просто поворачиваем работу так, чтобы он был сбоку(если вяжете с узором, маркер должен быть с внутренней стороны ).

Вяжем туда-сюда, поворачивая работу, ЗА ЗАДНЮЮ СТЕНКУ. Первая петля ряда-подъем..

Повернуть работу-подъем, вяжем опять за заднюю стенку.

Так вяжем примерно 5 см. (деткам меньше, мне нравятся глубокие пятки, они не сползают). заканчивать на лицевой стороне. Не забывать петлю подъема в каждом ряду.

Затем, делим полотно на 3 части (в моем случае- 24/3=8). По лицевой стороне провязываем 16 петель(первая петля-подъем), причем 16 и 17 петли провязываем вместе

Повернуть работу. Провязываем 8 петель(учитывая петлю подъема, как первую), причем 8 и 9 петлю провязываем вместе.

Так вяжем, пока у нас не получится закрытая пяточка.

Далее вяжем по кругу. Если вяжете двумя крючками, не забудьте поменять на бОльший.1. Добираем нужное количество петель по первому боку(как спицами)

2. Затем, по кругу, ЗА ПЕРЕДНЮЮ СТЕНКУ

3. Добираем петельки с другого бока пятки. Следите, чтобы не образовывались дырочки.

 

Продолжаем вязать по кругу ЗА ПЕРЕДНЮЮ СТЕНКУ, по размеру ноги (я вяжу до начала пальцев).

НЕ ЗАТЯГИВАЕМ ПЕТЛИ!!!

Когда вы довязали до нужного вам места, "закрываем" работу. В видео был показан вариант закрытия джураба путем убавления петель с двух сторон. Мне не очень понравилось,поэтому я "закрытие" делала так: переносим наш маркер вверх.

Делим на 2 части, пополам, и с противоположной стороны вешаем еще один маркер.

Так же делаем с другой стороны, получается 4 маркера.

Теперь петлю над маркером и следующую петлю провязываем вместе.

Вяжем, пока не останется 4 петли. Закрываем петельки, заправляем нитку и... Готово

stranamasterov.ru

Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов

Памирские джурабы - это удлиненные носки, чем-то напоминающие современные гольфы,  ручной вязки с плотно связанной пяткой, которые обычно носят в самые суровые холода. Ниёзбегим Гуломшоева – одна из многочисленных мастериц Бадахшана, которая занимается вязанием джурабов с детства. Она рассказала об особенностях вязания этого типа носков. 

Вязание джурабов - древнее ремесло, которое передается по наследству и очень ценится. Такой вид вязания является традиционным у народов горных районов Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Афганистан), Кавказа, Пакистана и Ирана. Это ремесло также встречается в балканских странах: Албании, Боснии, Болгарии, Греции, Македонии, Сербии и Турции.

Трудно сказать, где зародилось это ремесло. Самое древнее из известных упоминаний о джурабах с поддерживающей стопу конструкцией и замысловатым узором датируется XII веком. Они впервые были обнаружены в Египте. На сегодняшний день самым распространенным мнением о месте происхождении джурабов является то, что их родина – Индия. Хотя достоверно известно, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.

В Таджикистане джурабы преимущественно вяжут в одном регионе – Горном Бадахшане. Климатические особенности и постоянные холода сделали это ремесло там особенно популярным. 

19:02 13 октября, 2017

На Памире жили и живут замечательные женщины, которые продолжают древние традиции своих предков. Издревле секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла собственную бесценную крупицу опыта в копилку общей мудрости. За многие десятилетия искусство вязания джурабов стало совершенным, появились новые модели и орнаменты, но все равно мастерицы сохраняют в своих работах древние узоры.

Ниёзбегим Гуломшоева живет в Душанбе более 20 лет, но родом она из кишлака Нисур Рушанского района Бадахшана, где, по ее словам, вяжут самые красивые джурабы.  

- Я начала вязать с 7 класса, меня этому научили мама и бабушка. Вообще, на Памире принято, чтобы каждая девушка умела вязать, - рассказывает Ниёзбегим, - Бабушка говорила, что надо обязательно уметь вязать джурабы, потому что они могут помочь выжить. Я раньше не задумывалась над ее словами, но в годы гражданской войны, когда мы приехали в 1995 году в Душанбе, и остались здесь без средств к существованию, именно джурабы спасли мою семью от голода. Из-за боязни выйти на улицу, я в то время так много вязала: у нас комната до потолка была забита джурабами. Мы их продавали и покупали все необходимое…

По словам Ниёзбегим, первыми ее покупателями стали иностранцы, которые работали в международных организациях. Они оценили работу женщины, которая вяжет экологически чистые изделия, причем, занимается ручным трудом.

- Отличие джурабов от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойствах. Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом. Для того, чтобы связать джурабы, обязательно нужна овечья или козья шерсть, - рассказывает мастерица. - Для их вязания используется очень толстая, достаточно грубая пряжа из овечьей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым способом, и только после этого красится. Раньше мы сами изготавливали такую пряжу, а теперь заказываем. Настоящие джурабы должны быть очень теплыми и плотными.

По словам Ниёзбегим, на Памире женщины готовили приданое дочерям, и его солидная часть состояла из джурабов, которыми нужно было одаривать многочисленных членов семьи жениха. Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти. У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Оказывается, в вязании джурабов есть свои секреты. Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях. Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание. Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов.

19:14 24 ноября, 2017

Но в джурабах главное зависит от мастерства и терпения мастерицы.

Тот, кто живет на Памире, с легкостью различает рушанские и шугнанские джурабы, изделия связанные в Ишкашиме или в Рошткале.

Но самые красивые, по мнению экспертов, это бартангские джурабы – у них сочные цвета и красивые орнаменты. Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков. Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия.

- Некоторые мастерицы предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент,  другие больше используют цвета, например, красный оттенок, - рассказывает наша героиня, - Памирские девушки носят джурабы преимущественно с красным цветом, а мужчины предпочитают с белым.

19:00 8 декабря, 2017

Что касается орнаментов, то Ниёзбегим говорит, что они тоже бывают разными. Например, можно в своих работах использовать арийский орнамент – свастику, обозначающий четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. А можно и лалик – кукольный глаз. Мастерица вспоминает, что даже связала носки с орнаментом американского флага, иностранцы их сразу скупили. 

Сначала вяжут кайму, ободок, потом сихом (сих - крючок на рушанском диалекте)  набирают петли основания джураба, на последнем месте – пятка и носок.

Ниёзбегим признается, что даже в сувенирных лавках узнает свои работы. Мы удивляемся: ведь вязать могут почти все памирские женщины, как же вы можете узнать свои джурабы?

Женщина загадочно улыбается:

- Ни одна работа не может быть точной копией другой. Конечно, у нас есть тетрадки, в которых мы собираем и копируем различные понравившиеся узоры, но каждая мастерица обязательно, да и добавит в свою работу что-то свое. 

Она признается, что за столько лет работы знает узоры наизусть, поэтому и в тетрадку не заглядывает.  Кстати, пару джурабов мастерицы могут связать за два дня. Цена среднего размера джурабов стоит порядка 60-80 сомони. Но если это специальный заказ, то можно их связать из чистейшей шерсти без примесей - подороже. Зато это будут настоящие лечебные джурабы. И еще одно: вязание джурабов тоже хорошая терапия, которая успокаивает нервы.

Джурабы – отличный подарок близким людям в зимнее время года. Ведь ноги в тепле – здоровье в доме! 

news.tj

Новости Таджикистана - Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов

Памирские джурабы - это удлиненные носки, чем-то напоминающие современные гольфы,  ручной вязки с плотно связанной пяткой, которые обычно носят в самые суровые холода. Ниёзбегим Гуломшоева – одна из многочисленных мастериц Бадахшана, которая занимается вязанием джурабов с детства. Она рассказала об особенностях вязания этого типа носков. 

Вязание джурабов - древнее ремесло, которое передается по наследству и очень ценится. Такой вид вязания является традиционным у народов горных районов Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Афганистан), Кавказа, Пакистана и Ирана. Это ремесло также встречается в балканских странах: Албании, Боснии, Болгарии, Греции, Македонии, Сербии и Турции.

Трудно сказать, где зародилось это ремесло. Самое древнее из известных упоминаний о джурабах с поддерживающей стопу конструкцией и замысловатым узором датируется XII веком. Они впервые были обнаружены в Египте. На сегодняшний день самым распространенным мнением о месте происхождении джурабов является то, что их родина – Индия. Хотя достоверно известно, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.

В Таджикистане джурабы преимущественно вяжут в одном регионе – Горном Бадахшане. Климатические особенности и постоянные холода сделали это ремесло там особенно популярным. 

На Памире жили и живут замечательные женщины, которые продолжают древние традиции своих предков. Издревле секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла собственную бесценную крупицу опыта в копилку общей мудрости. За многие десятилетия искусство вязания джурабов стало совершенным, появились новые модели и орнаменты, но все равно мастерицы сохраняют в своих работах древние узоры.

Ниёзбегим Гуломшоева живет в Душанбе более 20 лет, но родом она из кишлака Нисур Рушанского района Бадахшана, где, по ее словам, вяжут самые красивые джурабы.  

- Я начала вязать с 7 класса, меня этому научили мама и бабушка. Вообще, на Памире принято, чтобы каждая девушка умела вязать, - рассказывает Ниёзбегим, - Бабушка говорила, что надо обязательно уметь вязать джурабы, потому что они могут помочь выжить. Я раньше не задумывалась над ее словами, но в годы гражданской войны, когда мы приехали в 1995 году в Душанбе, и остались здесь без средств к существованию, именно джурабы спасли мою семью от голода. Из-за боязни выйти на улицу, я в то время так много вязала: у нас комната до потолка была забита джурабами. Мы их продавали и покупали все необходимое…

По словам Ниёзбегим, первыми ее покупателями стали иностранцы, которые работали в международных организациях. Они оценили работу женщины, которая вяжет экологически чистые изделия, причем, занимается ручным трудом.

- Отличие джурабов от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойствах. Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом. Для того, чтобы связать джурабы, обязательно нужна баранья или козлиная шерсть, - рассказывает мастерица. - Для их вязания используется очень толстая, достаточно грубая пряжа из бараньей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым способом, и только после этого красится. Раньше мы сами изготавливали такую пряжу, а теперь заказываем. Настоящие джурабы должны быть очень теплыми и плотными.

По словам Ниёзбегим, на Памире женщины готовили приданое дочерям, и его солидная часть состояла из джурабов, которыми нужно было одаривать многочисленных членов семьи жениха. Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти. У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Оказывается, в вязании джурабов есть свои секреты. Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях. Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание. Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов.

Но в джурабах главное зависит от мастерства и терпения мастерицы.

Тот, кто живет на Памире, с легкостью различает рушанские и шугнанские джурабы, изделия связанные в Ишкашиме или в Рошткале.

Но самые красивые, по мнению экспертов, это бартангские джурабы – у них сочные цвета и красивые орнаменты. Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков. Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия.

- Некоторые мастерицы предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент,  другие больше используют цвета, например, красный оттенок, - рассказывает наша героиня, - Памирские девушки носят джурабы преимущественно с красным цветом, а мужчины предпочитают с белым.

Что касается орнаментов, то Ниёзбегим говорит, что они тоже бывают разными. Например, можно в своих работах использовать арийский орнамент – свастику, обозначающий четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. А можно и лалик – кукольный глаз. Мастерица вспоминает, что даже связала носки с орнаментом американского флага, иностранцы их сразу скупили. 

Сначала вяжут кайму, ободок, потом сихом (сих - крючок на рушанском диалекте)  набирают петли основания джураба, на последнем месте – пятка и носок.

Ниёзбегим признается, что даже в сувенирных лавках узнает свои работы. Мы удивляемся: ведь вязать могут почти все памирские женщины, как же вы можете узнать свои джурабы?

Женщина загадочно улыбается:

- Ни одна работа не может быть точной копией другой. Конечно, у нас есть тетрадки, в которых мы собираем и копируем различные понравившиеся узоры, но каждая мастерица обязательно, да и добавит в свою работу что-то свое. 

Она признается, что за столько лет работы знает узоры наизусть, поэтому и в тетрадку не заглядывает.  Кстати, пару джурабов мастерицы могут связать за два дня. Цена среднего размера джурабов стоит порядка 60-80 сомони. Но если это специальный заказ, то можно их связать из чистейшей шерсти без примесей - подороже. Зато это будут настоящие лечебные джурабы. И еще одно: вязание джурабов тоже хорошая терапия, которая успокаивает нервы.

Джурабы – отличный подарок близким людям в зимнее время года. Ведь ноги в тепле – здоровье в доме! 

www.toptj.com

Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов

Памирские джурабы - это удлиненные носки, чем-то напоминающие современные гольфы,  ручной вязки с плотно связанной пяткой, которые обычно носят в самые суровые холода. Ниёзбегим Гуломшоева – одна из многочисленных мастериц Бадахшана, которая занимается вязанием джурабов с детства. Она рассказала об особенностях вязания этого типа носков. 

Вязание джурабов - древнее ремесло, которое передается по наследству и очень ценится. Такой вид вязания является традиционным у народов горных районов Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Афганистан), Кавказа, Пакистана и Ирана. Это ремесло также встречается в балканских странах: Албании, Боснии, Болгарии, Греции, Македонии, Сербии и Турции.

Трудно сказать, где зародилось это ремесло. Самое древнее из известных упоминаний о джурабах с поддерживающей стопу конструкцией и замысловатым узором датируется XII веком. Они впервые были обнаружены в Египте. На сегодняшний день самым распространенным мнением о месте происхождении джурабов является то, что их родина – Индия. Хотя достоверно известно, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.

В Таджикистане джурабы преимущественно вяжут в одном регионе – Горном Бадахшане. Климатические особенности и постоянные холода сделали это ремесло там особенно популярным. 

На Памире жили и живут замечательные женщины, которые продолжают древние традиции своих предков. Издревле секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла собственную бесценную крупицу опыта в копилку общей мудрости. За многие десятилетия искусство вязания джурабов стало совершенным, появились новые модели и орнаменты, но все равно мастерицы сохраняют в своих работах древние узоры.

Ниёзбегим Гуломшоева живет в Душанбе более 20 лет, но родом она из кишлака Нисур Рушанского района Бадахшана, где, по ее словам, вяжут самые красивые джурабы.  

- Я начала вязать с 7 класса, меня этому научили мама и бабушка. Вообще, на Памире принято, чтобы каждая девушка умела вязать, - рассказывает Ниёзбегим, - Бабушка говорила, что надо обязательно уметь вязать джурабы, потому что они могут помочь выжить. Я раньше не задумывалась над ее словами, но в годы гражданской войны, когда мы приехали в 1995 году в Душанбе, и остались здесь без средств к существованию, именно джурабы спасли мою семью от голода. Из-за боязни выйти на улицу, я в то время так много вязала: у нас комната до потолка была забита джурабами. Мы их продавали и покупали все необходимое…

По словам Ниёзбегим, первыми ее покупателями стали иностранцы, которые работали в международных организациях. Они оценили работу женщины, которая вяжет экологически чистые изделия, причем, занимается ручным трудом.

- Отличие джурабов от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойствах. Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом. Для того, чтобы связать джурабы, обязательно нужна баранья или козлиная шерсть, - рассказывает мастерица. - Для их вязания используется очень толстая, достаточно грубая пряжа из бараньей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым способом, и только после этого красится. Раньше мы сами изготавливали такую пряжу, а теперь заказываем. Настоящие джурабы должны быть очень теплыми и плотными.

По словам Ниёзбегим, на Памире женщины готовили приданое дочерям, и его солидная часть состояла из джурабов, которыми нужно было одаривать многочисленных членов семьи жениха. Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти. У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Оказывается, в вязании джурабов есть свои секреты. Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях. Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание. Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов.

Но в джурабах главное зависит от мастерства и терпения мастерицы.

Тот, кто живет на Памире, с легкостью различает рушанские и шугнанские джурабы, изделия связанные в Ишкашиме или в Рошткале.

Но самые красивые, по мнению экспертов, это бартангские джурабы – у них сочные цвета и красивые орнаменты. Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков. Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия.

- Некоторые мастерицы предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент,  другие больше используют цвета, например, красный оттенок, - рассказывает наша героиня, - Памирские девушки носят джурабы преимущественно с красным цветом, а мужчины предпочитают с белым.

Что касается орнаментов, то Ниёзбегим говорит, что они тоже бывают разными. Например, можно в своих работах использовать арийский орнамент – свастику, обозначающий четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. А можно и лалик – кукольный глаз. Мастерица вспоминает, что даже связала носки с орнаментом американского флага, иностранцы их сразу скупили. 

Сначала вяжут кайму, ободок, потом сихом (сих - крючок на рушанском диалекте)  набирают петли основания джураба, на последнем месте – пятка и носок.

Ниёзбегим признается, что даже в сувенирных лавках узнает свои работы. Мы удивляемся: ведь вязать могут почти все памирские женщины, как же вы можете узнать свои джурабы?

Женщина загадочно улыбается:

- Ни одна работа не может быть точной копией другой. Конечно, у нас есть тетрадки, в которых мы собираем и копируем различные понравившиеся узоры, но каждая мастерица обязательно, да и добавит в свою работу что-то свое. 

Она признается, что за столько лет работы знает узоры наизусть, поэтому и в тетрадку не заглядывает.  Кстати, пару джурабов мастерицы могут связать за два дня. Цена среднего размера джурабов стоит порядка 60-80 сомони. Но если это специальный заказ, то можно их связать из чистейшей шерсти без примесей - подороже. Зато это будут настоящие лечебные джурабы. И еще одно: вязание джурабов тоже хорошая терапия, которая успокаивает нервы.

Джурабы – отличный подарок близким людям в зимнее время года. Ведь ноги в тепле – здоровье в доме! 

news.tajweek.tj


Смотрите также