Олег Носков. Олег носков


Олег Носков "О развале страны - без эмоций"

Помню, как накануне развала Союза, начиная с середины 1990 года, страну охватили бурные дискуссии по поводу того, быть или не быть союзному государству? Свое веское слово тут вставили литераторы-антизападники, почему-то искренне верившие, что ни народ, ни руководители (в большинстве своем) не пойдут за кучкой (якобы) «ренегатов и подонков». Особые надежды возлагались тогда на армию, на генералов и офицеров. Еще в июне 1991 года писатель-патриот Проханов, выступая по телевидению, с пафосом заявлял о том, что он преисполнен гордости за наших генералов, которые де никогда не предадут Родину (то есть Советский Союз). Через два месяца генералы стройными рядами побежали за Ельциным, и нашему писателю-патриоту ничего не оставалось, как с таким же пафосом поведать о своем разочаровании в генеральском корпусе (совсем недавно, кстати, он разочаровался в Путине, которого до этого искренне считал созидателем новой империи).

На днях пришлось мне пообщаться с одним вот таким «ветераном» патриотического движения. Товарищ в привычном стиле предупредил об угрозе «оранжевой революции» и не без гордости напомнил о том, как в начале 1990-х он и его соратники боролись против либералов «за сохранение СССР». Конечно, реальные результаты своей «борьбы» он комментировать не стал. Пришлось мне обратить внимание на то, что враг почему-то не заметил их самоотверженной обороны: ребята встроили укрепления, а супостат прошел вдоль и поперек, и не поперхнулся.

Сейчас наши патриоты снова поднимают голос в защиту «единства страны», снова выстраивают «оборону» (как они сами думают) против зашевелившихся либералов, но, сдается мне, результат будет тот же. Похоже, что история их так ничему и не научила. До сих пор в патриотической среде остались все те же иллюзии и предрассудки. И нет никакого желания трезво взглянуть на происходящее, рационально оценить ситуацию и свое подлинное место в ней. Можно было бы махнуть на них рукой, если бы те же самые иллюзии и предрассудки не распространялись среди русских националистов.

Главная и самая вредная иллюзия наших патриотов – это уверенность в том, будто они являются своего рода «совестью нации» и в полной мере выражают подлинные чаяния народа. На самом деле никакого народа они не олицетворяли и не олицетворяют, а их представления о нем навеяны чаще всего кабинетной публицистикой, чем реальным жизненным опытом. Из-за своей навязчивой склонности к моральной риторике и пафосным заявлениям (а чего еще ждать от «совести нации»?) патриоты даже не в состоянии осознать, насколько маргинальны они в социально-политическом плане. Поэтому неудивительно, что в переломные моменты истории, когда судьбу страны начинает решать улица и неформалы, они неожиданно переходят на сторону действующей власти, поскольку не обладают никаким реальным влиянием на общество. А когда власть меняется, они, разумеется, остаются у разбитого корыта.

На фоне такой политической незначительности смехотворно выглядит претензия патриотов на осуществление какой-то исторической миссии. Точнее, согласно их воззрениям, историческую миссию якобы должен осуществить русский народ (через «великое» имперское государство, разумеется), а патриоты – своего рода главные идеологи и направляющая сила этого процесса. Собственно, отсюда, из этой взятой с потолка идеологии, и вырастает их убежденность в своей социальной роли, в созвучности своих идей народным (якобы) устремлениям. То, что эти «устремления» народу просто-напросто грубо навязываются в течение уже нескольких веков, в расчет, конечно же, не принимается. Сами патриоты, увлеченные миссионерскими идеалами, даже не дают себе отчета в том, что народу, на самом деле, глубоко наплевать на эту самую историческую миссию. Как наплевать ему и на великое государство, требующее больших жертв и не дающее ничего взамен. И как только такое государство начинает трещать по швам, среди русских людей находится слишком мало энтузиастов, готовых встать на его защиту (реальную защиту, а не на сотрясение воздуха и брызганье слюной перед телевизором).

Вот поэтому Союз так легко развалился – вопреки патриотическим упованиям на народную преданность своей великой стране. Хотя перед этим казалось, что советские граждане никогда ничего подобного не допустят. И данные мартовского референдума, вроде бы, оправдывали такие надежды. Тем не менее, Союз «отменили» очень быстро, и страна от этого не взбунтовалась. Народные волнения впоследствии были, но по чисто экономическим причинам, из-за стремительной инфляции. Патриоты, конечно же, выставили тогда красные знамена – чем только дискредитировали протестное движение в глазах большинства. Всякие упования на то, что «обманутый» народ вот-вот поднимется и сметет «банду Ельцина», мстя за свою порушенную Державу, не оправдались (о чем потом с горечью излагал в своих опусах тот же патриот Проханов). Нынешние призывы и мечты по восстановлению Союза (или просто по возрождению империи) исходят, опять же, от патриотических идеологов, не имея ничего общего с массовыми настроениями. Конечно, сидя на диване, наш гражданин вполне может поддаться таким воззваниям и помечтать о великих делах, но вряд ли стоит ожидать, что ради этого он поднимется на смертный бой. Да и сами патриотические идеологи тоже далеко не всегда готовы оторваться от дивана или от компьютера.

Обвинять наш народ в пассивности здесь не стоит. Державное бремя быстро утомляет. Такое, например, было с японцами. Показательна в этом плане трагическая судьба известного японского драматурга Юкио Мисимы. Как известно, Мисима, считавший себя истинным самураем, не смог смириться с проамериканским курсом своей страны. Вместе с группой единомышленников он проник на военную базу и обратился с пламенной патриотической речью к солдатам-соотечественникам, призвав их совершить восстание. Его речь солдат не воодушевила, и тогда писатель-самурай, разочаровавшись в соотечественниках, покончил жизнь самоубийством. Поступок, кстати, достойный. Жаль, что у нас в стране этому примеру в свое время не последовали те патриоты, что сегодня из кожи вон лезут, доказывая свою преданность великой державе и проклиная почем зря «уродов-предателей». Так было бы, по крайней мере, честнее. Ведь тяжело смотреть на ноющих державников, не способных выигрывать сражения и прикрывающих свою политическую несостоятельность надрывным и бесплодным пафосом.

Сейчас это державное нытье опять включается в повестку дня, перемежаясь, как всегда, с грозными предостережениями и пафосными воззваниями о недопустимости развала страны. К этому хору по инерции присоединяется немалая часть русских националистов. В итоге опять повторяется знакомая картинка. Точно так же, как раньше, борцы за единую страну пребывают в уверенности, что народ будет на их стороне, а все деструктивные тенденции исходят от жалкой кучки либеральных «подонков». В число этих «подонков» могут включаться и представители действующей власти, но в силу характерного для наших патриотов когнитивного диссонанса содержание собственных заявлений никогда не рассматривается ими на предмет логической состоятельности (ведь и Горбачев был для них «предателем», и выступавшие против него тогдашние либералы).

Главное заблуждение здесь, конечно же, по поводу настроений народа. Нет никаких оснований утверждать, будто для большинства обычных граждан так называемое «единство страны» (в ее нынешних границах) является некой безусловной ценностью, ради которой они готовы принести какие-то жертвы. Скажите, какое дело жителям Европейской части до Сахалина или Курильских островов? Дальний Восток для многих из них давно уже стал экзотикой, тем более что в наши дни российскому гражданину гораздо проще слетать на Канары, чем на Курилы. Стоит ли жителям Сибири волноваться об удержании кавказских республик в составе России, если там, на Кавказе, у них нет ни родственников, ни собственности, и ехать туда на отдых рискнет только сумасшедший экстремал? А будут ли горевать жители Черноземья, если какая-нибудь далекая от них республика Тыва войдет с состав Монголии или Китая? Кто из них почувствует такую «потерю»? И кого из нас, признайтесь честно, эта самая Тыва волнует? Попробуйте хотя бы с третьего раза найти ее на карте. А ведь эта республика сидит на дотациях, русских оттуда выдавили еще в 1990-х, и тамошняя молодежь по-нашему уже ни бельмеса не понимает.

Все это говорит о том, что миллионы простых русских граждан никак не увязывают свои текущие интересы с идеей безусловного сохранения территориального единства, столь дорогого сердцу наших патриотов-державников. Я понимаю, что патриоты найдут тысячу аргументов для обоснования своей позиции, но эти аргументы, подчеркиваю, не имеют ни малейшего отношения к нуждам и запросам обычных людей. Поэтому в сложившейся ситуации всем, кому не безразлична судьба русских граждан, следовало бы критически осмыслить эту навязчивую державную философию. Если развал РФ объективно неизбежен, то нужно думать не о том, как ему противодействовать, а о том, как сделать данный процесс наименее болезненным для русского народа. И даже – как сделать его ВЫГОДНЫМ русскому народу.

Конечно, если кому-то хочется еще раз потратить энергию на «противодействие» развалу – тому, как говорится, и флаг в руки. Мы такую «борьбу» уже проходили, и я абсолютно уверен, что и на этот раз ничего оригинального на данном направлении не случится. Крика будет много, результата – никакого. Кто все еще сомневается, тому предлагаю не забивать голову вопросом о том, какие силы попытаются страну развалить. Зная, каким богатым может быть воображение наших патриотов, могу допустить сотню самых разных гипотез. Лучше ответить на вопрос: какая сила этому развалу помешает? Вот тогда в голове все встанет на свои места.

​Олег Носков

http://rusplatforma.org/publikacii/node681/

=============================================================================================

Великолепная нацдемовская статья. Одна из лучших статей по этой теме, прочитанных мной за последние месяцы.

Полный ППКС. Даже добавить нечего.

P.S. А имперасты сосали, сосут и будут сосать №%@.

volnodum.livejournal.com

теория и практика «собирания Руси» // Олег Носков

Дмитрий Иванов (1782 – 1810), «Марфа Посадница» (Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении).

Наши державные патриоты упрямо настаивают на нехитрой максиме: что бы ни вытворяли сильные мира сего в процессе созидания великого Российского государства, всё, ими совершенное, делалось будто бы во имя всеобщего блага. Даже если при этом в жертву государственному величию бросались сотни тысяч, а то и миллионы людей, смысл содеянного не утрачивал своего высокого исторического значения. В отношении Российской Державы данная формула применяется неумолимо. Главный смысл масштабного государственного строительства русских самодержцев, по мнению патриотов, — обеспечение БЕЗОПАСНОСТИ народа, создание неприступной обороны от многочисленных внешних врагов. На этой догме, собственно, и выстроено все наше патриотическое воспитание.

Наша историография, как мы знаем еще со школьной скамьи, пестрит душераздирающими описаниями бесконечных посягательств на наш покой. Половцы, хазары, печенеги, шведы, поляки, «псы-рыцари», монголо-татары, турки, японцы, англичане, немцы, французы — всех и не перечислишь, кто не давал житья русскому народу. Для того, мол, и понадобилась могучая держава, чтобы усмирить ворогов и дать русским людям возможность нормальной мирной жизни. Идеологические обоснования выстроены здесь почти безупречно. И в наше сознание они въелись основательно. Однако при детальном разборе исторических реалий по некоторым моментам происходит неувязка.

Например, кто в конце XV века посягнул на мирную жизнь новгородцев? То, чего не сделали с вольным городом поганые ордынцы, устроил не кто-нибудь, а державный русский строитель, православный претендент на самодержавный статус Иван III Васильевич. Это всего лишь один из эпизодов, способный смутить любого вменяемого патриота. В таких случаях, чтобы сохранить душевное равновесие, патриоты хватаются за дежурный идеологический тезис: новгородцы де хотели осуществить «предательство» — уйти под власть чужеземного государя-католика.

В последнее время подобная «аргументация» стала использоваться довольно часто. Почему? Потому что исторические свидетельства — вещь упрямая. А они показывают, что потомки Рюрика, зачисленные в разряд трепетных исполнителей священного долга, не только вели себя в отношении русских людей как некрещеные захватчики, но даже не брезговали помощью нехристей в борьбе за свое «святое дело».

Самое интересное, что своих подлинных намерений державные строители даже не скрывали — настолько уж они были уверены в правоте собственных «священных» притязаний. Потому летописцы и не утаивали сообщений об их «подвигах» в борьбе с собственным народом.

Так, «Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» открыто объясняет причину «собирания Руси». Вот что передал новгородцам великий князь через своих послов:

Вотчина моя это, люди новгородские, изначала: от дедов, от прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю Русскую, от правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и до сегодняшнего дня знали вы единственный род тех великих князей, сначала киевских, и до самого великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского, а от того великого князя и до меня род этот, владеем мы вами, и жалуем вас, и защищаем отовсюду, и казнить вас вольны, коли на нас не по-старому начнете смотреть.

Как видим, все просто и без всякого патриотического пафоса: московский самодержец открыто претендует на свою собственность. СОБСТВЕННОСТЬ!!! Свою! Претендует, как говорил один пролетарский поэт, «весомо, грубо, зримо», без всяких намеков. И никаких сантиментов по поводу единения православных русских братьев! «Отдайте мне мое наследное добро, иначе хуже будет!» — вот и весь державный посыл. Самое примечательное, что основанием таких претензий является принадлежность Ивана III к великокняжескому роду. Он де — потомок Рюрика, который уже был «хозяином» на Новгородчине. И теперь, как потомок основателя великокняжеского рода, стремится вступить во владение законным «наследством».

Короче, то, что мы трогательно называем «собиранием Руси» под началом Москвы, на практике было банальным стяжанием собственности со стороны московских правителей. Ничего оригинального в этом случае не было, поскольку практически все деспоты вели себя точно таким же образом во все времена. Потомок Рюрика вполне мог вдохновляться наглядным европейским примером — деятельностью Габсбургов. Те чуть ли не всю Европу мечтали превратить в свою «вотчину». В любом случае, данное обстоятельство не отменяет того факта, что Российская Держава созидалась отнюдь не в интересах русского народа, а исключительно в интересах САМИХ САМОДЕРЖЦЕВ И ИХ ПРИБЛИЖЕННЫХ. А точнее (следуя из процитированного послания) — в интересах великокняжеского рода. Иначе говоря, вся Русская земля объявлялась СОБСТВЕНОСТЬЮ ПОТОМКОВ РЮРИКА. С одной стороны есть народы, населяющие эту землю, а с другой — великокняжеский род, поставленный в исключительное положение.

Именно к этим установлениям, идущим из ДОХРИСТИАНСКИХ времен, и апеллируют московские самодержцы. Согласимся, что византийские императоры такого себе позволить не могли. В Византии, согласно установленному порядку, новоявленный император приобретал «божественные» качества только во время обряда Помазания на царство. До этого обряда претендент на императорский престол был обычным смертным. Чтобы взобраться на вершину власти, ему приходилось заручиться расположением сената, церкви, армии и даже простых горожан. Здесь так или иначе собственные качества и заслуги играли хоть какую-то роль. Московские самодержцы открыто апеллируют к своему ОСОБОМУ ПРОИСХОЖДЕНИЮ (такие вот они «христиане»), рассчитывая, конечно же, на то, что в глазах народа это уже само по себе является основанием их легитимности, то есть, совершенно спокойно используя языческие пережитки.

В этой связи я бы хотел отвлечься от популярной «ордынской» версии относительно природы российского самодержавного деспотизма. Самодержавный деспотизм как таковой не есть изобретение дремучей кочевой азиатчины. Некоторые западники договорились до того, что приписали монголам организацию на просторах Руси социалистической экономики, упразднение частной собственности, создание централизованной фискальной системы и тому подобные тоталитарные ужасы. На самом деле это есть характерные проявления любого деспотизма, независимо от места его происхождения.

В качестве наглядного примера можно вспомнить «Тайную историю» Прокопия Кесарийского, где он описывает деятельность императора Юстиниана и его жены Феодоры. Если верить его свидетельствам, Юстиниан в борьбе за абсолютную власть целенаправленно и активно прибирал к рукам чужую собственность, используя для этого самые разные предлоги (вплоть до обвинений в ереси или в гомосексуализме). Добрался он и до влиятельных и могущественных сенаторов, лишая их законных владений. Сюда же включался и невыносимый налоговый гнет, и торговля должностями, и бессмысленные государственные траты на безумные проекты, и заигрывания с варварами. Коррупция приняла невообразимые масштабы. Юстиниан за деньги создавал монополии, обдиравшие население. На местах власти учиняли поборы, отдавая часть награбленного императору. Кроме того, архонтам было запрещено самостоятельно заниматься судебными разбирательствами, и потому они длительную часть времени толпились во дворце. Еще один показательный момент: при Юстиниане, пишет Прокопий Кесарийский, был утвержден новый ритуал почитания императора — теперь высшим сановникам (включая сенаторов) надлежало падать ниц и лобызать ему ноги (то же надлежало делать и в отношении императрицы).

Спрашивается, кто надоумил Юстиниана завести у себя такие порядки? На монгольских ханов тут списать невозможно. Прокопий дает мистическое объяснение. По его убеждению, Юстиниан бы демоном во плоти, сознательно мучившим человеческий род. И не просто демоном — а самим предводителем демонов. Мать якобы зачала его от невидимого духа, явившегося ей в ночи. По мнению Прокопия, доказательством демонической природы этого императора было то, что он практически не прикасался к пище, не спал по ночам и был падок до любовных утех. Его супруга Феодора также отличалась половой распущенностью и однажды, в молодые годы, ей было предсказано, будто она выйдет замуж за самого князя тьмы.

Так вот, рассуждая в том же духе, мы можем предположить, что однажды некий демон посетил одну из ветвей «священного» рода Рюрика. Результатом стало острое желание почувствовать себя живым богом на земле, в окружении безропотных обожателей. Я нисколько не сомневаюсь, что здесь была, скажем так, запущена «родовая» программа: один из «богоугодных» отпрысков прямо двинулся в указанном направлении, передав эстафету детям и внукам. В литературе уже высказывались предположения, будто этот процесс был запущен одним из прославленных потомков Ярослава Мудрого — великим князем Владимирским Андреем Боголюбским. Считается, что именно он заложил ядро современного Российского государства. Причем случилось это еще до того, как Батый двинул на Русь свои полчища.

Самое время напомнить, какими средствами закладывалось упомянутое «ядро». Как мы знаем, Андрей Боголюбский добился больших почестей у Русской православной церкви, и в церковных кругах его именуют не иначе как «святым благоверным князем». В соответствии с этим священным ореолом интерпретируются и его конкретные деяния. Первым таким деянием еще молодого князя стала кража чудотворной иконы Богородицы из Вышгородского женского монастыря. Если бы подобный поступок совершил простой человек, его наверняка обвинили бы в преступлении и, наверное, подвергли бы суровому наказанию. Но поскольку в нашем случае кражу совершил будущий святой, в этом поступке узрели «промысел Божий». Факт «промысла», конечно же, был установлен задним числом. Я не знаю, может ли Божественная Десница направлять своих избранников к ограблению храмов и самовольному присвоению священных реликвий. Во всяком случае, в биографии отрока Варфоломея таких поступков не значится. Однако потомкам «божественного» рода, как видим, воровство дозволялось. И даже более того.

В 1169 году благоверный князь совершил свое самое впечатляющее историческое деяние: отправил на приступ Киева под предводительством своего сына Мстислава многочисленное войско, в состав которого, кроме суздальцев и смолян, входили еще и половцы (вот он — трогательный евразийский союз!). В течение двух дней русскую столицу сотрясали грабежи, пожары, погромы и резня мирного населения. Множество киевлян было угнано в плен. В довершении этого деяния, церкви и храмы подверглись нещадному разграблению. Печерский монастырь был подожжен. Награбленные ценности, как считают некоторые историки, пошли потом на украшение владимирских церквей (похоже, наши православные князья служили разным богам?).

Меня, честно говоря, совсем не изумляют подобные факты нашей истории. Похожих злодеяний было полно и в западноевропейских странах. Меня изумляют «духовно-патриотические» интерпретации таких фактов. Когда перечисленные зверства и грабежи устраивают инородцы-католики или некрещеные варвары, то это становится поводом для праведного патриотического гнева. Этим гневом пропитаны все школьные учебники и популярные исторические книжки. Тема «многострадальной Руси», терзаемой на протяжении веков коварными и злыми ворогами, обыграна нашими патриотами со всех сторон и во всех жанрах. А вот относительно точно таких же зверств, учиненных «благоверными князьями» и их потомками в отношении своих же православных соотечественников, тон более сдержанный. Точнее — никаких эмоций (а иногда и никаких упоминаний). Здесь обычно превалируют глубокомысленные разъяснения: то насчет политической необходимости (в прозаических вариантах), то насчет Божественного Провидения (в «духовных» вариантах). «Духовный» вариант особо показателен. Будто разграбление столицы было «заслуженным возмездием» за «грехи» киевлян, а в особенности — за «неправду» киевского митрополита. Как известно, князь Андрей добивался церковной автономии, и даже просил патриарха учредить отдельную митрополию. Киевский митрополит Константин был не особо расположен к самоуправству в церковных делах, и очень сурово обошелся с протеже князя Андрея — епископом Федором.

По мысли державных патриотов, «правда» непременно должна была быть на стороне благоверного князя. Если так, то разорение киевских храмов следовало бы трактовать как «борьбу за правду». Как эту мистическую логику применить к «поганому» Батыю, который семьдесят лет спустя устроил такое же насилие над «матерью городов русских», лично мне не понятно.

Еще сильнее озадачивает другой исторический эпизод. Разделавшись с Киевом, Андрей Боголюбский направил войска на Великий Новгород. Здесь в процесс опять вмешались (надо полагать) высшие силы, но совсем не так, как желал благоверный князь. Известно, что в своих военных предприятиях он полагался на силу чудотворных икон. Точнее — на заступничество Божией Матери, чей образ был запечатлен на иконе, самовольно присвоенной Андреем в Вышгородском монастыре. Но, как оказалось, у новгородцев тоже были чудотворные иконы. Как сообщают летописцы, Новгород был спасен от разграбления заступничеством Пресвятой Богородицы через икону «Знамение», с которой на городские стены взошел святой архиепископ Иоанн.

Такая вот парадоксальная ситуация: один святой обороняет город от другого святого. Обороняет как от злобного врага, как от «поганого» иноверца. Впрочем, хочу быть правильно понятым: сами события не содержат никаких парадоксов. Для тех времен это была обычная картинка. Возможно, новгородцы и суздальцы не ощущали себя единой нацией (в современном понимании слова). Возможно также, что и те, и другие считали себя более «правильными» христианами, чем их противники. А склонность обращаться перед битвой к высшим силам они по инерции переняли от своих языческих предков.

Парадокс содержится в наших оценках действующих персонажей. Почему властолюбивый агрессор и стяжатель, совместно с иноверцами убивавший своих соплеменников, грабивший церкви и жегший монастыри, добился таких высоких почестей? Не потому ли, что именно Андрей Боголюбский был первым, кто на практике попытался реализовать самодержавные методы правления? Как известно, он пытался упразднить вечевые традиции, изгонял и притеснял именитых бояр, полагался на «служилых» людей, стремился к самостоятельности и в религиозных вопросах. Его властолюбие не осталось безнаказанным. За свое самоуправство он, собственно, и поплатился жизнью.

Но, как говорится, его пример не остался незамеченным. Совсем не случайно то, что Андрея Боголюбского особо почитал Иван Грозный, повелевший ежегодно устраивать торжественные панихиды по благоверному князю. Как раз в годы правления Ивана Грозного Андрей Боголюбский был официально признан основоположником российского самодержавия. Позднее императрица Екатерина II даже написала в его честь стихи (странно, да?).

Как я уже говорил ранее, Иван III недвусмысленно объяснил новгородцам, что намерен вернуть их земли в свою «законную» собственность, чтобы распоряжаться ими полноправно и неподсудно. Подчеркиваю, никаких других мотивов больше не декларировалось. Все остальное: о «предательстве» жителей Новгорода, об их измене православию и прочей «неправде» — есть лишь идеологическое оправдание расправы над соплеменниками-единоверцами. «Ибо хотя и христианами назывались они, по делам своим были хуже неверных» — пишет автор «Московской повести». Ниже он совершенно бесстрастно описывает эту карательную операцию по «вразумлению» новгородцев:

Братья же великого князя все со многими людьми, каждый из своей вотчины, пошли разными дорогами к Новгороду, пленяя, и пожигая, и людей в полон уводя; так же и князя великого воеводы то же творили, каждый там, на какое место был послан. Ранее посланные же воеводы великого князя, князь Данило Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович, идя по новгородским пределам, где им приказано было, распустили воинов своих в разные стороны жечь, и пленить, и в полон вести, и казнить без милости жителей за их неповиновение своему государю великому князю. Когда же дошли воеводы те до Руссы, захватили и пожгли они город; захватив полон и спалив все вокруг, направились к Новгороду, к реке Шелони.

Новгородская «Повесть» вносит некоторые уточнения:

И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли. На стороне великого князя, как выясняется из этого источника, были не только псковичи:

И начали они биться, и погнали новгородцы москвичей за Шелонь-реку, но ударил на новгородцев засадный татарский полк, и погибло новгородцев много, а иные побежали, а других похватали, а прочих в плен увели и много зла причинили.

Вообще, как показывает история, «православная миссия» совсем не мешала «собирателям Руси» водить дружбу с «погаными», особенно в таких делах, как разорение славянских земель. О дружбе Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем хорошо известно. Также хорошо известно, что по договору со своим московским коллегой Менгли-Гирей в 1482 году совершил опустошительный набег на Украину, бывшую в составе Литвы. Как свидетельствует «Никоновская летопись»:

...по слову великого князя Московского Ивана Васильевича всея Руси прийде Менгли-Гирей, царь Крымский Перекопьскии Орда, со всею силою своею на королеву державу и град Киев взя и огнем сожже, а воеводу Киевского пана Ивашка Хотковича изымал, а оного полону безчислено взя; и землю Киевскую учишша пусту.

В общем, в «святой» борьбе за православную державу великий князь Московии тоже не брезгует помощью нехристей. Андрей Боголюбский, как мы помним, привлекал к таким делам половцев. Его московский последователь Иван III, якобы освободивший Русь от ордынского ига, позволяет степнякам резать своих соплеменников и единоверцев. Полагаю, что при «собирании Руси» помощь татарских полков значила куда больше, чем молитвы в адрес Богородицы и святых угодников. Новгородцы, судя по всему, тоже прибегали к молитвам, однако отсутствие в их распоряжении такой эффективной ударной силы, как татарские полки, обрекло их на поражение. Оказавшись в безвыходном положении, они пошли на поклон к великому князю.

Впрочем, карающая длань русских самодержцев на том не остановилась. Следующее впечатляющее «вразумление» новгородцев произошло при Иване Грозном. Приведем свидетельство Генриха Штадена:

Каждый день он [Иван Грозный — О.Н.] поднимался и переезжал в другой монастырь, где снова давал простор своему озорству. Он приказывал истязать и монахов, и многие из них были убиты. Таких монастырей внутри и вне города было до 300, и ни один из них не был пощажен. Потом начали грабить город. По утрам, когда великий князь подъезжал из лагеря к городу, ему навстречу выезжал начальник города, и великий князь узнавал таким образом, что происходило в городе за ночь. Целых шесть недель без перерыва длились ужас и несчастье в этом городе! Все лавки и палатки, в которых можно было предполагать наличность денег или товару, были опечатаны. Великий князь неизменно каждый день лично бывал в застенке. Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что воинские люди не могли увести с собой, то кидалось в воду или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали.

Лично у меня нет причин ставить под сомнение свидетельство бывшего опричника. В принципе, в те времена борьба монарха за абсолютную власть была тождественна борьбе за собственность. По существу, весь державный патриотизм на практике выражался исключительно в поддержке обожествленного самодержца в его стремлении прибрать к своим рукам самые лакомые куски. Надо понимать, что масштаб личной власти прямо пропорционален объему материальных ресурсов, находящихся в полном распоряжении самодержца. Захват всей собственности в стране — неизбежная логика становления автократии, ее подлинное «физическое» выражение.

Нельзя быть абсолютным деспотом, оставляя за подданными право на экономическую самостоятельность. Для этого необходимо лишить их собственности, либо сделать владение ею условным, зависящим от воли самодержца — единственного хозяина и собственника. Чем полнее соблюдается данное условие, тем «чище» выражен принцип самодержавия. Такова идеальная формула автократического правления, претворяемая в жизнь совершенно одинаковыми методами где бы то ни было — хоть в Европе, хоть в Азии.

Вопрос лишь в том, насколько позволяют реальные обстоятельства довести это дело до конца, до логического завершения. Если Андрея Боголюбского видные бояре смогли остановить, то с великими князьями Московии такой номер у бояр не прошел. Перед московскими самодержцами многие именитые люди смиренно склонили головы. Причем, еще до опричнины Ивана Грозного. Почему так случилось — это уже другой вопрос.

scisne.net

«Почему его командировка так затянулась и когда он вернется домой?»

В доме Олега Носкова все так же, как было при жизни пилота. Куртка на вешалке, ботинки у входа. А в комнате полка уставлена фотографиями - с них задумчиво-серьезными глазами смотрит красивый молодой мужчина в военной форме. Рядом горит свеча…

- Говорят, после сорока дней все вещи надо раздать, - тяжело вздыхает вдова летчика Татьяна. - Я не хочу… Пусть так и остается. Хоть какая-то его частичка со мной. Мне иногда кажется, что повернется ключ в двери и Олег войдет в дом…

«О том, что его самолет может разбиться, не было и мысли»

24 сентября супруги отметили 18-ю годовщину свадьбы. А в декабре готовились отпраздновать 20-летие своей первой встречи. Познакомились они в Таганроге на новогоднем празднике у друзей. В этот город после окончания Барнаульского летного училища направили служить молодого офицера Носкова. Серьезный не по годам, он сразу же заприметил выпускницу пединститута, веселую, общительную Таню.

Начало семейной жизни пришлось на лихие девяностые. Мало полетов, зарплата, которую не давали месяцами. Зато было много друзей, с которыми весело жили в военном городке забайкальской степи, куда Носкова направили служить в 1994-м. Семь лет, проведенные там, супруги вспоминали потом очень тепло. А еще были командировки в Таджикистан, где располагалась российская миротворческая база. В Воронежской области семья оказалась в 2003 году - майора Носкова направили в бутурлиновскую 32981-ю военную часть.

Олег Носков (в центре) с коллегами Николаем Головиным (на фото слева) и Константином Кочегаровым на аэродроме в Бутурлиновке.

- Меня часто спрашивали, не боюсь ли я, что мой муж летает. Если честно, я об этом даже не думала, - признается Татьяна. - А сам он говорил, что на дорогах машин разбивается куда больше, чем падает самолетов. Без неба просто не мог. Есть одна у летчика мечта - высота. Это про него. Все разговоры, все мысли - только о самолетах. Его и литература в основном про авиацию интересовала. Олега Носкова друзья и коллеги называли настоящим интеллектуалом. Чтение для него было частью жизни. Дома - несколько ящиков книг, которые семья всегда возила за собой, с собой он всегда носил электронную книгу.

«Олег говорил, что будет в профессии до конца…»

Небом Носков грезил с детства. Родители думали: мальчишеское увлечение, с годами пройдет... Но он даже не думал отказываться от своей мечты.

- Наверное, это судьба. Олег же семимесячным родился. Пройти медкомиссию было практически невозможно. Барнаульское летное училище - очень престижный вуз, а у него ни связей, ни знакомств. Кому был нужен паренек из Усть-Каменогорска? Но его взяли, - говорит Татьяна. - И он как будто в благодарность этой удаче решил оставаться в профессии до конца. Многие из ребят, которые с ним учились или служили, подались в бизнес, а Олег все летал. Когда три года назад в Бутурлиновке расформировывали часть, муж мог уйти на пенсию с очень хорошей должности. Но он даже слышать об этом ничего не хотел. И получилось, что на воронежскую авиабазу пришел на ту же должность, с которой начинал 20 лет назад в Забакайлье.

Олег Носков с женой Татьяной осваивает коньки.

Зато сбылась мечта всей жизни - много летать. Домой Носков возвращался глубокой ночью, до безумия уставший, но абсолютно счастливый.

- Будил меня и рассказывал, сколько заправок за день сделали, какой был борт, какой экипаж, - вспоминает Татьяна. - Налетал огромное количество часов и был горд, как ребенок…

От рокового перелета, в который Су-24 отправился 17 октября, Татьяна супруга отговаривала. Кто знает - возможно, это и было предчувствие.

- Я сильно заболела, собиралась лечь в больницу. Значит, если муж улетит, дочка останется одна дома, - вспоминает Татьяна. - Вике уже 16 лет, а мне до сих пор кажется, что ей три годика. Я рыдала, умоляла Олега: «Отпросись, поменяйся с кем-нибудь!» Но он и слышать ничего не хотел.

У Носковых была традиция - муж всегда звонил перед вылетами и после того, как самолет приземлится. Но в тот день отправлялись с военного аэродрома под Читой, у них был день, а в Воронеже раннее утро.

- Мы разговаривали накануне вечером, он сказал, что все хорошо. Правда, признался, что очень устал, - на глаза у вдовы летчика наворачиваются слезы. - Обещал позвонить, когда долетят…

Однако утром раздался звонок с другого телефона. Друзья из Новосибирска взволнованно говорили в трубку:

- Таня, ты дома? Таня, самолет разбился…

- Самолет? Упал? Ну и что?

- Ты знаешь, кажется, это… Олег…

В конце ноября должны были присвоить звание летчика первого класса

«Летчики не умирают - они улетают и не возвращаются», - написала после трагедии на своей страничке в «Одноклассниках» Татьяна Владимировна. Сложно сказать, сколько соболезнований услышали вдова и дочка пилота. Звонили люди, с которыми они не виделись с десяток лет, бывшие друзья Олега по школе посвятили ему стихи…

Олег Носков с женой Татьяной. В конце сентября супруги отметили 18-ую годовщину свадьбы.

У семьи была масса планов. Главный - поступление дочки в мединститут. Красавица и умница Вика в этом году оканчивает школу. У девочки должна быть золотая медаль.

- Мы думали, что вот-вот военным повысят зарплату. Говорили, хоть поживем нормально, - вздыхает Татьяна.

А еще ждали, когда же наконец Олегу Носкову присвоят звание летчика первого класса. Документы на него подавали дважды. И оба раза все срывалось в последний момент. После того как в Бутурлиновке пилот выполнил все положенные летные испытания, расформировали полк. Пришлось все начинать сначала. В октябре вновь подали представление. Приказ должен был выйти в ноябре. Но... класс дается только живым летчикам.

После трагедии вдове и дочери пилота пообещали квартиру. Там хотят обставить все так, чтобы напоминало о нем…

Олег Носков с дочерью Викой на 15-летие девочки.

- Я до сих пор как будто жду его. Иногда думаю: «Больше месяца прошло, как он отправился в командировку. В самую долгую свою командировку. Уже пора возвращаться назад…» - еле сдерживая слезы, говорит вдова летчика. - Не могу свыкнуться с мыслью, что его нет. И очень больно из-за того, что никаких вещей, которые были с ним тогда в самолете, не осталось. Телефон, электронная книга - все сгорело. А мы не смогли в могилу ни фуражку его, ни китель положить - так в шкафу и висят…

Кроме жены и дочки, из самых близких людей у пилота остались папа и два брата - в Краснодарском крае. Мама умерла много лет назад, отец создал новую семью. Он всегда гордился Олегом. Когда тот приезжал к нему в гости, ходил с ним по городу. Встречая знакомых, целовал сына в затылок и говорил: «Это мой старшенький - летчик»…

Виталий Новосельский - герой Южной Осетии. За отвагу, проявленную в ходе грузинской кампании, он получил орден Мужества.

«Виталий был летчиком от бога…»

Второй погибший летчик - Виталий Новосельский - готовился к свадьбе. Как рассказали нам его близкие знакомые, вместе с любимой девушкой накануне рокового полета он купил обручальные кольца. Его обожали друзья и коллеги, родные души не чаяли в своем Виталике. Третий ребенок в семье, единственный сын, любимый и долгожданный…

- Он был золотой человек. Лучший в мире сын, - мама летчика еле сдерживает слезы. - Говорю так, не потому что это мой родной ребенок, а потому что второго такого правда нет…

Весельчак, душа компании и просто добрый отзывчивый человек - таким запомнился летчик всем, кто его знал.

- Они с Носковым прекрасно дополняли друг друга, - вспоминает подполковник Николай Лейбук, начальник службы безопасности полетов 7000-й гвардейской авиабазы ВВС России. - У Виталика не было ни дня без розыгрыша, над его анекдотами смеялась вся наша база. Был такой верный признак: если Носков улыбнулся, значит, шутка удалась. Удивительно разные по своему темпераменту люди, они, тем не менее, были единым целым. Что говорить - один из лучших наших экипажей…

Веселый, легкий характер сочетался у капитана Новосельского с очень серьезным и даже въедливым отношением к работе. Коллеги называли его самым большим заводилой среди штурманов - любое поручение он выполнял легко, шутя.

Виталия Новосельского коллеги называли самым большим заводилой среди штурманов — ни дня у него не обходилось без шуток и розыгрышей, а над его анекдотами смеялась вся авиабаза.

- Виталик поступил в Челябинское училище штурманов в конце девяностых - наверное, не надо напоминать, какое в то время было отношение и к российской армии, и к авиации. Нашу профессию выбирали только те, кто чувствовал к ней призвание. Таким был и Новосельский, - продолжает Николай Лейбук. - Что тут говорить, летчик от бога…

В августе 2008-го из рук Президента России во Владикавказе летчик получил орден Мужества за отвагу и героизм, проявленные в ходе грузинской кампании. Столь высокое признание голову ничуть не вскружило. Наоборот, стал еще серьезней относиться к профессии. Ведь такой награде надо соответствовать.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Олег Носков родился в Усть-Каменогорске. В 1991-м окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Вершинина. Летал на самолетах Ил-29, Су-17, Су-25, Су-24. Военный летчик второго класса. Награжден медалями «За отличие в военной службе» 1-й, 2-й, 3-й степени, «За воинскую доблесть» 2-й степени. Общий налет - 880 часов. Трагически погиб на 42-м году жизни в авиакатастрофе в Приамурье.

Виталий Новосельский родился в 1978 году в Костанае. После окончания Челябинского военного авиационного института штурманов был направлен на Воронежскую авиабазу. Освоил самолеты Ту-134, Ан-72, Су-24. Военный летчик первого класса, кавалер ордена Мужества. Общий налет - 630 часов. Трагически погиб на 34-м году жизни в Приамурье.

Поделиться видео </>

Вика Носкова вспоминает о погибшем отце.

www.vrn.kp.ru

Олег Носков

Москва, 27.02.2018 Фото: Борис Барышников Олег Носков «Эксперт Сибирь» №49-50 (286), 2010, 00:00

На исходе десятилетия в жилищном строительстве сибирских регионов наметились кардинальные структурные изменения. Эпоха спекулятивных инвестиций навсегда уходит в прошлое

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №46 (284), 2010, 18:50

Рынок малоэтажного загородного жилья пока еще находится в зачаточном состоянии. Очень часто девелоперы выдают желаемое за действительное, игнорируя новые тенденции в данном сегменте

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №20-21 (272), 2010, 00:00

Упрощенные подходы государства к стимулированию спроса на жилую недвижимость не устраняют причин стагнации на строительном рынке. Не решается главная задача — формирование устойчивого спроса на недвижимость

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №18-19 (271), 2010, 00:00

В условиях рынка властям необходимо всячески стимулировать конкуренцию, адресуя финан-совый ресурс только тем, кто способен соответствовать требованиям современной экономики. В том случае, конечно, если чиновники стремятся к положительным результатам

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №15-17 (270), 2010, 00:00

Прогнозировать цены на жилую недвижимость необходимо с учетом технической модернизации строительной отрасли и изменения государственной политики в сфере жилищного строительства

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №48-50 (262), 2009, 00:00

«Прошедший год для строительной отрасли был непростым. Но ничего неожиданного, чего бы мы не предполагали, не произошло», — отмечает Александр Шпетер, генеральный директор ТДСК (Томск)

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №48-50 (262), 2009, 00:00

Спад в строительстве вынуждает чиновников и участников рынка активнее переходить к различным формам государственночастного партнерства

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №44-45 (260), 2009, 00:00

Опрезидентском послании Федеральному Собранию уже успели вволю высказаться как сторонники власти, так и самые ярые ее оппоненты. Каждый отреагировал по-своему: кто-то изумился, кто-то пришел в восторг, а кто-то разразился иронией и сарказмом. В целом же, если судить по общему тону комментариев, публика…

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №42-43 (259), 2009, 00:00

Строительство находится в принципиально новых экономических ус ловиях — эту истину уже охотно признают и чиновники, и сами строители. Пока, правда, только в теории

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №40-41 (258), 2009, 00:00

Государственно-частное партнерство в области жилищного строительства — сегодня единственный способ предотвратить кризис в отечественном домостроении. Задача бизнеса — самому продемонстрировать готовность работать в новых условиях и по новым правилам

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №38-39 (257), 2009, 00:00

Региональные руководители признают неблагоприятную ситуацию в строительстве и предлагают пересмотреть приоритеты. Только кем и как будут осуществляться преобразовательные инициативы, до сих пор остается непонятным

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №36-37 (256), 2009, 00:00

В Новосибирской области продвижение новых строительных технологий до сих пор остается заботой частных предпринимателей. Власть пока недостаточно осознает свою роль в этом процессе

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №28-29 (252), 2009, 00:00

Энерго¬сбере¬жение является одной из основных задач при разработке инновационных материалов для малоэтажного строительства, считает директор компании «Красная стройка» (Новосибирск) Елена Артышева

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №28-29 (252), 2009, 00:00

Намерение федеральных властей стимулировать массовое строительство доступного жилья пока не отражает системного подхода к решению проблемы

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №26-27 (251), 2009, 00:00

Из-за отсутствия внятной политики в области домостроения современные строительные ком-пании вынуждены откладывать запуск социально ориентированных проектов

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №15-16 (246), 2009, 00:00

На новосибирском строительном рынке уже определились провайдеры современных энергосберегающих технологий. Однако из-за отсутствия в регионе внятной технической политики этот потенциал пока еще недостаточно востребован

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №12 (244), 2009, 00:00

Расширение рынка качественной теплоизоляции может стать первым серьезным шагом к коренной модернизации строительной отрасли. Задача государства — закрепить данную тенденцию надлежащей нормативной базой

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №10-11 (243), 2009, 00:00

Экономический кризис обострил ситуацию на рынке дорогой офисной недвижимости Новосибирска. Однако ответственность за происходящее новосибирские лендлорды пока намерены возложить на арендаторов

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №6-7 (241), 2009, 00:00

Выступление губернатора Виктора Толоконского на открытии выставки «Стройсиб-2009» было призвано воодушевить частных инвесторов и застройщиков, однако невольно породило целый ряд вопросов

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №4-5 (240), 2009, 00:00

Кризисные явления в строительстве создают благоприятные условия для изменения приоритетов в пользу массового малоэтажного домостроения

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №3 (239), 2009, 00:00

Источники кризиса в строительной отрасли — в недальновидном, легкомысленном поведении игроков рынка и в отсутствии внятной государственной политики. Так считает генеральный директор ЗАО «ЗЖБИ-4», депутат Новосибирского областного Совета Николай Мочалин

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №50 (237), 2008, 00:00

Позитивные начинания в строительстве могут стать важными ориентирами выхода из кризиса. Участники рынка стали искать пути диверсификации собственных доходов

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №47 (234), 2008, 00:00

Поддержка властями жилищного строительства должна подчиняться внятной и четко сформулированной государственной стратегии. Пока же наблюдаем только ситуативное реагирование на кризис, мотивированное сиюминутными интересами отдельных игроков

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №46 (233), 2008, 00:00

Инновационное малоэтажное домостроение дает шанс строителям и девелоперам успешно выйти из кризиса. Единственное условие — адекватное участие государства в развитии этого проекта

Олег Носков «Эксперт Сибирь» №45 (232), 2008, 00:00

Первое Послание президента Дмитрия Медведева дает основания для пересмотра политической конструкции, выстроенной его предшественником

expert.ru

Олег Носков - Нижний Новгород, Нижегородская обл., Россия, 48 years on My [email protected]

48 years / Нижний Новгород, Россия

" }, "buttonActionTexts": { "friends": "You are friends", "friendshipSend": "Request sent", "subscribed": "You are a subscriber", "unSubscribed": "Successfully unsubscribed", "error": "An error occurred" }, "bubbleActionsTemplate" : "

Unsubscribe

Subscribe

Defriend

Send a friend request

", "MyMailHost": "my.mail.ru", "MyMailDir": "/mail/oleg-noskov-1970/", "MyMailEmail": "[email protected]", "MyMailID": "545359521", "isFriends": false, "isSubscribe": false, "isFriendshipSend": false, "showAvatar": false, "avatarUrl": "/mail/oleg-noskov-1970/photo/_myphoto/.html?ps=1", "canEditCover": false, "canAddStatus": true, "avatar": { "locales": {"save": "Сохранить фото","uploadError": "При загрузке изображения произошла ошибка","linkToAlbum": "Из альбома","saved": "Изменения сохранены","errorAnimated": "Основное фото не должно быть анимированным"}, "upload": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}} } }

Олег in My World.Sign up or log into contact him.

", "updateTimeout": { "start": "5", "rate": "2", "respawn": "20", "max": "300" }, "mimic": { "isEnable": true, "timeout": "3000", "id": "147025", "statId": "2406161", "type": "horizontal", "counter": "22245434" }, "updateMaxEventsCount": "100", "updateEnable": true, "locales": { "videoAddedToAlbum": "Added to album ", "defaultAlbumName": "No name", "more": "more", "adv": { "look": "Show", "like": "Like", "complaint": "Report", "send": "Send", "reason": "Введите причину", "complaintText": "Пожаловаться на пост" }, "apps": { "title": "Лучшие игры", "showMore": "Show more" } } }

Unsubscribe from irrelevant news

To unsubscribe from another user's news, click the settings icon in  this post and select the necessary option.

my.mail.ru


Смотрите также