Протирание хуффов (кожаных носков) и сокращение намазов в пути. Носки кожаные для намаза


Кожаные носки для омовения. Совершай омовение, не снимая носков.

Кожаные носки.

Кожаные носки для намаза. Испытывали ли вы неудобство, когда перед молитвой в мечети вам необходимо снять колготки, носки, омыть ноги и только потом совершить Намаз?

?Многие мусульмане, неправильно трактуя нормы ислама, совершают омовение в носках. И как оказалось, это непозволительно. Шариат дозволяет вместо мытья ног протирать хуффы, но они должны соответствовать нескольким условиям. Если соответствуют, то протирать их дозволено, из какого бы материала они ни были. Если же не соответствуют, то протирать их не дозволено, даже если хуффы будут из кожи.

Так в чем же разница между хуффами и носками?

1. Итак, одно из условий – возможность ходьбы в них. Это означает, что хуффы должны быть пригодны для того, чтобы пройти в них расстояние примерно равное пяти километрам. Здесь имеется в виду ходьба в одних только хуффах без какой-либо другой обуви. Вряд ли обычные носки останутся в сохранности даже после пары километров.

2. Также их ношение не должно причинять вред ногам. Поэтому для этой цели не годятся хуффы, изготовленные из дерева, железа, стекла и других грубых материалов.

3. Следующее условие заключается в том, что хуффы должны держаться на ногах без завязывания, то есть за счет своей твердости. К примеру, голенища валенок или сапог не спадают с ног из-за своей твердости. Носки же держатся на ногах благодаря резинкам, то есть они привязаны ими к ногам.

4. Еще одно условие требует того, чтобы хуффы не пропускали воду. То есть при проведении по ним намоченными руками они не должны промокать насквозь, как это происходит с носками.

Из всего перечисленного следует, что обычные носки не годятся в качестве хуффов.

Согласно ханафитскому мазхабу у человека, протершего обычные носки вместо мытья ног, омовение не доведено до конца. И намаз, совершённые с недомытыми ногами, недействителен.

? Вы только представьте, как в холодное время года, или если плохо себя чувствуете, больны, то вам разрешается в конце малого омовения вместо мытья ног обтереть, не снимая, кожаные носки. Разрешается протирать их так, как это делал сам Пророк(мир ему и благословение).

Порядок совершения масху (протирания)1. Намоченные, немного разведённые пальцы рук кладут на переднюю часть стопы и проводят по её верхней части.

2. Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой.

Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать куффы, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги как обычно.

Сунна протирания кожаных носковПротирание выпрямленными пальцами рук с кончика пальцев ног до голени.

Протирание кожаных носков нарушает:1. Всё, что нарушает омовение, нарушает и протирание. В этом случае достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. В трёх последующих их необходимо снять и снова помыть ноги.

2. Если кожаные носки снимутся с ноги.

3. Если внутрь попадёт вода и хотя бы одна нога намокнет.

4. Если истечёт срок, при котором можно совершать малое омовение без снятия кожаных носков. Но если есть опасность, что, сняв их, можно потерять всю ногу или её часть, то разрешается продолжать протирание, хотя бы время и прошло. Не разрешается протирать кожаные носки тому, кто должен искупаться от осквернения, то есть в том случае, если необходимо совершение полного омовения.

Тот, кто находится дома, то есть не в пути (сафаре), имеет право носить хуффы в течение суток, а в сафаре – трое суток. Время отчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.

Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру вечером, выйти в сафар, то срок ношения завершается с истечением трёх суток с того момента, с которого начался дома, то есть в обед.

Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения этого срока. Также надо помнить о том, что каждый раз при нарушении малого омовения нарушается и масх. Это значит, что при каждом омовении надо совершать и обтирание хуффов.

Подходят для мужчин и женщин.

Размер 38,39,41,42,43,44

islam-podarki.ru

Омыть ноги или протереть носки?

Причиной написания этой статьи стало то, что сегодня распространилось мнение о дозволенности протирания обычных носков. Часто можно наблюдать, как некоторые мусульмане, доходя до мытья ног во время совершения малого омовения, проводят мокрыми руками по носкам и спокойно идут совершать намаз. Все бы ничего, но беда в том, что приписывают это мазхабу имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах).

Шариат дозволяет вместо мытья ног протирать хуффы, но они должны соответствовать нескольким условиям. Уместно будет упомянуть, что первоначально сам имам Абу Ханифа придерживался того, что хуффы обязательно должны быть из кожи или другого материала, но покрытого кожей. Позднее имам согласился с мнением своих учеников Абу Юсуфа и Мухаммада.

Таким образом, в ханафитском мазхабе единогласное решение гласит, что хуффы должны соответствовать всем предъявляемым условиям. Если соответствуют, то протирать их дозволено, из какого бы материала они ни были. Если же не соответствуют, то протирать их не дозволено, даже если хуффы будут из кожи.

протирание носков

Мы не станем утомлять читателей перечислением всех этих условий. Приведем только те из них, которым не соответствуют обычные носки.

Итак, одно из условий – возможность ходьбы в них. Это означает, что хуффы должны быть пригодны для того, чтобы пройти в них расстояние, равное минимум одному фарсаху, что равняется примерно пяти километрам. Здесь имеется в виду ходьба в одних только хуффах без какой-либо другой обуви. Вряд ли обычные носки останутся в сохранности даже после пары километров.

Также их ношение не должно причинять вред ногам. Поэтому для этой цели не годятся хуффы, изготовленные из дерева, железа, стекла и других грубых материалов.

Следующее условие заключается в том, что хуффы должны держаться на ногах без завязывания, то есть за счет своей твердости. К примеру, голенища валенок или сапог не спадают с ног из-за своей твердости. Носки же держатся на ногах благодаря резинкам, то есть они привязаны ими к ногам.

протирание носков

Еще одно условие требует того, чтобы хуффы не пропускали воду. То есть при проведении по ним намоченными руками они не должны промокать насквозь, как это происходит с носками.

Из всего перечисленного следует, что обычные носки не годятся в качестве хуффов. Согласно ханафитскому мазхабу у человека, протершего обычные носки вместо мытья ног, омовение не доведено до конца. И намаз, совершённые с недомытыми ногами, недействителен. Поскольку человек, умышленно совершивший намаз без омовения, рискует впасть в неверие, то существует и такая опасность.

Хашиятат-Тахтави. «Маракиль Фалях»

Подготовил Рашид Шамалаков

Г. Ставрополь

www.islam.ru

Al-isnad.kz — Какие виды носков дозволяется протирать (помимо кожаных) — подробное объяснение согласно четырем мазхабам

 

Вопрос:

Вы не могли бы прояснить вопрос насчет протирания носков – какие виды носков можно протирать? Сейчас в нашем обществе получили распространение следующие хадисы, откуда некоторые делают выводы, что якобы можно протирать любые носки, лишь бы они были достаточно толстые.

Вот сам текст хадиса:

Джами ат-Тирмизи:

99: Аль-Мугира передает: «Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и совершил протирание поверх своих носков и сандалий». Тирмизи сказал, что этот хадис хасан сахих.Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Это хорошо известный факт, что протирать кожаные носки (хуффейн) вместо мытья ног при совершении омовения дозволяется. Хафиз Ибн Хаджар, рахимахуллах, пишет это в своем комментарии к Сахих Бухари:

وَجَمَعَ بَعْضُهُمْ رُوَاتَهُ فَجَاوَزُوا الثَّمَانِينَ (فتح الباري, ج 1, ص 306: دار المعرفة — بيروت، 1379)

«Некоторым ученым по хадису известно (некоторое) количество сподвижников, которые передают хадисы в отношении протирания хуффейн, и (их количество) составляет более восьмидесяти»Фатх аль-Бари.

Общее слово, которое используется в хадисах для обозначения носков – это «хуффейн» خفين. Этим словом обозначаются кожаные носки. Еще одно слово, которое может употребляться в таком же смысле«джаурабейн» جوربين , которым обозначаются носки из шерсти, хлопка и тому подобное.

Джаурабейн, в свою очередь, делятся на три вида:

1. منعلين – мунаалейн – когда подошва (обратная сторона носков) кожаная (они обшиты кожей)

2.  مجلدين – муджалядейн – и верх, и подошва обшиты кожей.

3. Простые джаурабейн – когда на носках вообще нет кожи.Хадис, который упоминается в вашем вопросе, следующий:

عَنْ المُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ، قَالَ: «تَوَضَّأَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَسَحَ عَلَى الجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 167: شركة مكتبة ومطبعة مصطفى البابي الحلبي – مصر)

«Мугира ибн Шубах (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и протер поверх джаурабен и сандалий» (Сунан ат-Тирмизи).

Согласно мнению ханафитской правовой школы, протирание поверх носков муджалядейндействительно. Протирание поверх носков мунаалейн также действительно, если материал, из которого они изготовлены, классифицируется как «толстый» (1).

Правоведы (факихи) считают, что простые джаурабейн (лишенные кожи) допускаются для протирания, если они подходят под определение «сахын»  ثخين  (тостые). Даже имам Тирмизи считает, что протирание поверх «джаурабейн» допустимо, если они удовлетворяют условиям «толстый». Протирание тонких носков недопустимо. У разных факихов были свои критерии – какие носки могут считаться толстыми.

Ниже приводятся мнения факихов шафиитского, маликитского, ханабалитского и ханафитского мазхабов, какие виды носков можно протирать.

Шафиитский мазхаб:

Согласно мнению шафиитских ученых, носки должны быть такого свойства, что они не пропускают внутрь себя воду (если она попала на ноги). Об этом говорится у аллямы Ибн Хаджара аль-Хайтами в его книге по шафиитскому фикху под названием Тухфатуль-Мухтадж. Он пишет:

(وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

«Тканые (обычные) носки, которые не защищают от попадания воды на ноги, не будут достаточными. (То есть, носки, которые промокают, когда вода попала на ноги). Протирание поверх таких носков недопустимо, даже если будут такими прочными, что можно постоянно ходить в них (они не рвутся). (Это правильное мнение) (Тухфатуль Мухтадж) (2)

Маликитский мазхаб:

Для действительности протирания необходимо, чтобы носки относились к категории муджалядейн. Иными словами, верхние части носка (выше подошвы) и сама подошва должны быть покрыты кожей. Носки из другого материала (лишенные кожаного покрытия) не будут достаточными. Халиль (рахимахуллах) пишет в своей работе по маликитскому фикху Мухтасар аль-Халиль:

رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه(مختصر الخليل, ج 1, ص 23: دار الحديث/القاهرة)

«Мужчинам и женщинам разрешается протирать носки (у себя дома или в пути), у которых верхняя часть и подошва покрыты кожей» (Мухтасар аль-Халиль) (3)

Ханабалитский мазхаб:

Джурабейн должны быть толстыми до такой степени, что в них возможна непрерывная ходьба (так же, как в случае с хуффейн). Мансур аль-Ханбали пишет в своей книге по ханафитскому фикху Шарх Мунтахаль-Ирадат:

(وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقٍ مِنْ صُوفٍ أَوْ غَيْرِهِ)  (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Протирание действительно поверх толстых джаураб, сделанных из шерсти или любого другого материала» (Шарх Мунтахаль Ирадат).

Далее он пишет:

وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Это (дозволяется потому), что толстые носки аналогичны кожаным носкам в том смысле, что они защищают основные области стопы, и можно в них ходить постоянно, как и в случае с кожаными носками» (Шарх Мунтахаль Ирадат) (4).

Ханафитский мазхаб:

Чтобы носки считались толстыми, они должны отвечать четырем условиям. Алляма Хаскафи, рахимахуллах, пишет об этом в своей работе Ад-Дурруль Мухтар:

(الثَّخِينَيْنِ) بِحَيْثُ يَمْشِي فَرْسَخًا وَيَثْبُتُ عَلَى السَّاقِ وَلَا يُرَى مَا تَحْتَهُ وَلَا يَشِفُّ إلَّا أَنْ يَنْفُذَ إلَى الْخُفِّ قَدْرُ الْغَرَضِ (رد المحتار, ج1, ص269: دار الفكر-بيروت)

1. В них можно пройти 3 шариатских мили.

2. Он может стоять (на полу, если его поставят) за счет своей толщины (не за счет своей эластичности или герметичности).

3. Сквозь него не может проникнуть вода (если на ноги попадет вода).

4. Он не должен быть прозрачным (сквозь него не должна быть видна нога) (Раддуль Мухтар) (5)

В заключение, из вышеупомянутой информации мы выяснили следующее:

1. Допускается протирать носки, сделанные целиком из кожи.

2. Допускается протирать муджалядейн носки (обшитые сверху и по подошве кожей).

3. Если носки не изготовлены из кожи и не обшиты кожей, они должны соответствовать требованиям толщины (см. выше).

4. Тонкие носки (изготовленные из хлопка, синтетики, тонкой шерсти) протирать, согласно единогласному мнению ученых, не дозволяется.

Некоторые советы:

В вопросах ибадата (таких как тахарат и намаз) мы должны проявлять меры предосторожности, поскольку это средства приближения к Аллаху и общения со Всевышним. Аллах Совершенен, поэтому в приближении к Нему мы должны прилагать все наши усилия и избегать сомнительного. Вуду (омовение) есть предпосылка для действительности намаза. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Очищение (тахарат) – это ключ к намазу» (Сунан ат-Тирмизи, т. 1, с. 6) (6)

Возможно, что несмотря на вышеперечисленные доказательства, кто-то продолжит утверждать, что протирание поверх хлопчатобумажных или нейлоновых носков является действительным. Тем не менее, факт есть факт, что великие и знаменитые ученые прошлого утверждают обратное, так что следует придерживаться этого мнения, по меньшей мере, из своей собственной выгоды. Неразумно рисковать действительностью своего намаза из-за неполноценного омовения.

Тем, кто выполняет функции имама, должны быть чувствительны к таким вопросам. В джамаате есть люди, которые твердо убеждены, что вуду поверх тонких носков является недействительным. Такая точка зрения подтверждается книгами больших алимов. Поэтому будет неразумным игнорировать мнение большого числа членов общины. Вместо того, чтобы спорить, утверждая свое мнение, нужно быть выше споров. Также имам должен быть примером в богобоязненности для своей паствы.

А Аллах Всевышний знает лучше.Абдульазиз ибн Абдуррахман,

студент Даруль Ифта

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

www.daruliftaa.net

_________________________________________[1]  مسائل رفعت قاسمي, ج 1, ص 26: حامد كتب خانه كراتشي

[2]  (وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) لِأَنَّهُ خِلَافُ الْغَالِبِ مِنْ الْخِفَافِ الْمُنْصَرِفِ إلَيْهَا النُّصُوصُ وَلَيْسَ كَمُنْخَرِقِ الْبِطَانَةِ وَالظِّهَارَةِ بِلَا تَحَاذٍ؛ لِأَنَّ هَذَا مَعَ عَدَمِ مَنْعِهِ لِنُفُوذِ الْمَاءِ إلَى الرِّجْلِ يُسَمَّى خُفًّا فَهُوَ كَخُفٍّ يَصِلُ الْمَاءُ مِنْ مَحَلِّ خَرْزِهِ بِخِلَافِ ذَاكَ كَجِلْدَةٍ شَدَّهَا عَلَى رِجْلَيْهِ وَأَحْكَمَهَا بِالرَّبْطِ بِجَامِعِ أَنَّ كُلًّا لَا يُسَمَّى خُفًّا وَفِي وَجْهٍ أَنَّ الْمُعْتَبَرَ مَاءُ الْمَسْحِ لَا الْغَسْلِ وَهُوَ ضَعِيفٌ نَقْلًا وَمُدْرَكًا وَإِنْ جَرَى عَلَيْهِ جَمْعٌ؛ لِأَنَّ أَدْنَى شَيْءٍ يَمْنَعُ مَاءَ الْمَسْحِ أَمَّا مَنْسُوجٌ يَمْنَعُ مَاءَ الْغَسْلِ فَيُجْزِئُ كَلِبَدٍ وَخِرَقٍ مُطَبَّقَةٍ.  (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

[3]   رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه وخف ولو على خف بلا حائل: كطين إلا المهماز3 ولا حد بشرط جلد طاهر خرز وستر محل الفرض وأمكن تتابع المشي به (مختصر الخليل, ج 1, ص 24-23: دار الحديث/القاهرة)

[4]  (وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقِ) نُعِلَ أَوَّلًا لِحَدِيثِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ «أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» رَوَاهُ أَحْمَدُ وَأَبُو دَاوُد وَالتِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَسَنٌ صَحِيحٌ.وَهَذَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُمَا كَانَا مَنْعُولَيْنِ ; لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ كَذَلِكَ لَمْ يَذْكُرْ النَّعْلَيْنِ. إذْ لَا يُقَالُ: مَسَحَ عَلَى الْخُفِّ وَنَعْلِهِ، قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ » تُرْوَى إبَاحَةُ الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ عَنْ تِسْعَةٍ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَلِيٍّ وَعَمَّارٍ، وَابْنِ مَسْعُودٍ، وَأَنَسٍ، وَابْنِ عُمَرَ وَالْبَرَاءِ، وَبِلَالٍ، وَابْنِ أَبِي أَوْفَى، وَسَهْلِ بْنِ سَعْدٍ » انْتَهَى.وَلَمْ يُعْرَفْ لَهُمْ مُخَالِفٌ فِي عَصْرِهِمْ، وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ وَتَكَلَّمَ فِي الْحَدِيثِ بَعْضُهُمْ، وَأُجِيبَ عَنْهُ بِمَا يُعْلَمُ مِنْ الْمُطَوَّلَاتِ (وَالْجَوْرَبُ) : غِشَاءٌ مِنْ صُوفٍ يُتَّخَذُ لِلدِّفْءِ، قَالَهُ الزَّرْكَشِيُّ. وَفِي شَرْحِهِ: وَلَعَلَّهُ اسْمٌ لِكُلِّ مَا يُلْبَسُ فِي الرِّجْلِ عَلَى هَيْئَةِ الْخُفِّ، مِنْ غَيْرِ الْجِلْدِ (حَتَّى لِزَمِنٍ) لَا يُمْكِنُهُ الْمَشْيُ لِعَاهَةٍ. فَيَجُوزُ لَهُ الْمَسْحُ عَلَى هَذِهِ الْحَوَائِلِ كَالسَّلِيمِ. (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)[5]  احسن الفتاوي[6]  حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، عَنْ سُفْيَانَ، عَنِ ابْنِ عَقِيلٍ، عَنْ مُحَمَّدِ ابْنِ الْحَنَفِيَّةِ، عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مِفْتَاحُ الصَّلَاةِ الطُّهُورُ، وَتَحْرِيمُهَا التَّكْبِيرُ، وَتَحْلِيلُهَا التَّسْلِيمُ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 6: الرسالة العالمية)

 

Источник:

al-isnad.kz

Положение о кожаных носках | Ислам в Дагестане

Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы[1]» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:

ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما…

(ج1 ص204)

«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трех суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток»

[См.: «Нихая аль-Мухтаж»,  т.1, с. 204].

Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:

وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،

«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».

فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز

Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя.

Абу Ханифа считал  недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».

وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: " فعلت ما كنت أمنع الناس عنه " فاستدلوا به على رجوعه."بدائع الصنائع"

ج 1 ص141

«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:

«Я стал совершать то, что запрещал людям», и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно»

[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].

Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:

(رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه)

قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في " المدونة ": إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز

"شفاء الغليل"

(ج1 ص 152)

«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»

[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].

Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:

(و يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق وأمكنت متابعة المشي فيه

"كشاف القناع"

(ج 1 ص111)

«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»

[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.

• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: [email protected]

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

[1] Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.

islamdag.ru

Ответы на вопросы наших читателей

Похороны

Ответы на вопросы наших читателейВопрос: Нужно ли три раза поднимать и опускать тело усопшего, когда его выносят из дома?

Ответ: Нет, этого нет в Исламе, это всего лишь адаты (обряды), которые противоречат религии и нужно пресекать такие вещи. По сунне Пророка (мир ему и благословение) усопшего желательно похоронить как можно скорее.

Окрашивание бровей и ресниц

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли красить  брови и ресницы?

Ответ: Пользоваться косметикой, и приукрашивать свою внешность женщине дозволено, если она делает это, чтобы понравиться своему мужу, и только в стенах своего дома.

Еда

Вопрос: Мусульманину можно есть лапшу быстрого приготовления?

Ответ: Саму лапшу без химических добавок, специй (добавок) кушать можно. В специях, как некоторые утверждают, содержатся кусочки курицы и телятины, и дело в том, что эти ингредиенты получают от животных, не заколотых по исламским канонам . В любом случае, лучше не питаться химикатами.

Крем для лица

Вопрос: Можно ли пользоваться кремом для лица, в составе которого есть змеиный жир или овечья плацента?

Ответ: Можно пользоваться таким кремом, но он считается нечистым для намаза, поэтому его необходимо смыть перед совершением молитвы. Необходимым условием омовения является очищение от наджаса, а змеиный жир – это наджас. В данном случае, по той причине, что его отделили от змеи, а то, что оделили от не съедобных животных, является наджасом.

Намерение

Вопрос: Я начала возмещать пропущенные намазы. Намерение делаю так: «Я намереваюсь восполнить пропущенный ранее обеденный (или другой) 4-ракаатный фарз (обязательный) намаз во имя Аллаха». Правильно ли я делаю намерение?

Ответ: Намерение правильное. В  такой  форме намерение желательно произнести вслух, до вступительного «Аллаху Акбара». А на протяжении произнесения  вступительного «Аллаху Акбар» - это намерение обязательно иметь в сердце.

Дуа при пробуждении

Вопрос: Какое дуа желательно читать при пробуждении от сна?

Ответ: Дуа, которое желательно читать при пробуждении, следующее:

الحمد لله الذي أحيانا بعد ما أماتنا وإليه النشور

Смысл: «Вся хвала Аллаху, который оживил нас после смерти, и Ему принадлежит наше воскрешение». В книге имама аль-Газали «аль-Бидаяту аль-Хидаят» есть более длинный вариант этого дуа.

Кожаные носки (масху)

Вопрос: Некоторые протирают ноги при омовении в простых носках. Можно ли так совершать омовение?

Ответ: Нет, так делать омовение нельзя. В Шариате говорится о протирании кожаных носков, которые не должны пропускать воду, должны быть чистыми (без наджас), и в которых можно ходить, то есть прочные. Если нет вышеперечисленных условий (т. е. если это не кожаные, а обычные носки), то нельзя в них совершать протирание (масх).

На вопросы отвечал Шамиль Зурпуканов

islamdag.ru

Махси из кожи | Всемирный исламский сайт мусульман

Мужская одежда, тюбетейки - махси - кожаные носки для намаза

Кожаные носки, без меха. Размеры: от 36 до 44. Застежка: на молнии

пр-во Турция

Цена: 250 руб

Женская одежда, хиджабы

абаи, блузы, туники, брюки, юбки, бони, капры, для праздников и никяха, костюмы, платья, сарафаны, рукава, махси, калфаки, спортивные платья, мусульманские купальники, юбки, никабы, большие размеры, будущим и молодым мамам

Мужская одежда, тюбетейки

тюбетейки, чапаны, куфия (арафатки), костюмы, брюки, афганки (костюмы для намаза), махси и другие товары

Исламская атрибутика, укращения

подвески для авто, брелки с коранами для ключей, наклейки-стикэрсы с аятами, тумары, полумесяцы, украшения, печатки, кольца, компасы "Кибла" и другое

Восточная, арабская косметика, парфюмерия и медицина

миск (духи), крема, шампуни и мыла из черного тмина, оливы, масло и семена черного тмина, мисваки, зубные пасты "Сивак", бальзамы, массажные масла для спортсменов, хна, сурьма, ароматические палочки и т.д.

Исламская литература, Кораны

Кораны, книги по Исламу, Сунне, Шариату, брошюры, учебники арабского и других языков, тажвиды, арабская пропись, книги и Коран-тафсиры на узбекском, татарском, таджикском, кыргызском, русском, азербайджанском, арабском и на других языках

Видео-аудио продукция

аудио и видеодиски по Исламу на разных языках, Кораны МР3, цифровые плееры

Живопись и каллиграфия, шамаили

шамаилы с аятами, мечетями, с сурами из Корана, панно и другое

Восточные и исламские товары, сувениры

Часы с азаном, посуда, сувениры, намазлыки

Точики китоби. Книги на таджикском

Тажвид, куръон, дуои, намоз, фарзи айн, намози комил

Узбек хам кыргыз тилида дини китоблар

Намоз, тажвид, хадисалар, башка китоблар

Недвижимость в Египте (Хургада)

Квартиры, дома, коттеджи, земля, студии, пентхаусы, аренда. Пишите на E-mail: [email protected] позвоните в Хургаду по телефону: +201281180324. Skype ummnurik

Бытовые и спортивные товары, техника

Фотоаппараты, автомобили, одежда, сувениры, бытовая и другая техника, компьютеры, разное

Книги на татарском и других языках

Исламские, национальные, детские и другие книги. Словари по изучению языков.

www.muslim-info.com

Протирание хуффов (кожаных носков) и сокращение намазов в пути

Мы подтверждаем, что протирание хуффов (кожаных носков) обязательно для того, кто не в пути,

Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что протирание хуффов (кожаных носков) обязательно для того, кто не в пути, в течение суток, а для путника – в течение трех суток…»

Под обязательностью тут имеется в виду обязательность считать протирание хуффов дозволенным. И еще будет сказано, что само их протирание допустимо, а исповедовать, что это допустимо – обязательно.

Имам говорит: «…потому что хадисы сообщают об этом, а кто будет отрицать это, для того есть опасность впасть в неверие, потому что сообщения об этом близки к степени «таватур».

Дозволенность этого установлена известными хадисами, близкими к степени таватур, и по этой причине имам Абу Ханифа сказал: «Кто отвергает протирание кожаных носков, то я боюсь, что он впал в неверие». Согласно мнению имама Абу Юсуфа, отвергающий дозволенность протирания кожаных носков впадает в неверие, потому что, согласно его пониманию, хадисы «машхур»  являются видом таватура. Также часть ученых считает, что дозволенность протирания установлена Кораном, если [слово «ваши ноги» в известном аяте] читать в «джарре» (Аз-Зайля`и).

И шииты-рафидиты отвергают дозволенность протирания хуффов, поэтому данный вопрос относится к вероубеждению, как сказано в «Хидая» Ибн аль-`Имада. В «Аль-Хуляса» говорится: «За отвергающим дозволенность протирания кожаных носков намаз не совершается». Так же сказано в некоторых толкованиях на «Фикх аль-Акбар» имама Абу Ханифы.

Сокращение намазов и отпускание поста в путешествии – это облегчение, установленное текстом Корана

Имам говорит: «Сокращение намазов и отпускание поста в путешествии – это облегчение, установленное текстом Корана:

وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ

Смысл: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» [4:101].

А в отношении отпускания поста – слова Всевышнего:

فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Смысл: «Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2:184]».

«Толкователь» говорит: «Сокращение намаза и отпускание поста в пути – это облегчение, и необходимо исповедовать законность этого облегчения, данного как милость от Всевышнего Аллаха для пользы Его рабов».

Облегчение (рухса) – это то, что строится на определенных послаблениях для рабов. А азима – это основное решение, которое не учитывает послабление для раба. Более подробно этот вопрос разбирается в «Аль-Бахр ар-Раик».

Рашид Исаев

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru