Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Кожаные носки


Раздел о протирании кожаных носков

По мазхабу имама Абу Ханифы 

В холодное время года, или если человек плохо себя чувствует, болен, или находится в пути, или при каких-либо других уважительных причинах мусульманам обоего пола разрешается в конце малого омовения вместо мытья ног обтереть, не снимая, кожаные носки. Разрешается протирать их так, как это делал сам Пророк(мир ему и благословение).

Масх (протирание) предусмотрен для облегчения малого омовения – «вуду» и представляет собой следующее: ичиги («хуффы» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

Порядок совершения масху

 Намоченные, немного разведённые пальцы рук кладут на переднюю часть стопы и проводят по её верхней части.

Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой.

Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать ичиги, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги как обычно.

 

 Семь условий для того, чтобы стало разрешённым протирание кожаных носков:1. Надевание кожаных носков после совершения полноценного омовения. Дозволяется надевать их после мытья обеих ног: если сначала помыть ноги, а потом, не нарушая омовения, полностью закончить его.

2. Чтобы кожаные носки прикрывали щиколотки.

 

3. Чтобы возможно было ходить в них, имеется в виду не разрешается делать носки из стекла, дерева и железа.

 

4. Чтобы в кожаных носках не было дыры размером в три маленьких пальца ноги.

 

5. Чтобы держались на ногах без обвязывания их шнурками или чем-либо другим.

 

6. Чтобы не пропускали воду.

 

7. Если часть стопы отсутствует, то чтобы от передней её части присутствовала часть в размере трёх маленьких пальцев руки, не считая пятки. А если будет меньше или не будет пятки, то протирание не разрешается, если даже стопа будет присутствовать.

 

Фарзы протирания кожаных носковРазмер протираемого места должен быть не менее трёх маленьких пальцев руки.

 

Сунна протирания кожаных носков

Протирание выпрямленными пальцами рук с кончика пальцев ног до голени.

Протирание кожаных носков нарушает:

 1. Всё, что нарушает омовение, нарушает и протирание. В этом случае достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. В трёх последующих их необходимо снять и снова помыть ноги.

2. Если кожаные носки снимутся с ноги.

3. Если внутрь попадёт вода и хотя бы одна нога намокнет.

4. Если истечёт срок, при котором можно совершать малое омовение без снятия ичигов. Но если есть опасность, что, сняв их, можно потерять всю ногу или её часть, то разрешается продолжать протирание, хотя бы время и прошло. Не разрешается протирать кожаные носки тому, кто должен искупаться от осквернения, то есть в том случае, если необходимо совершение полного омовения.

 Тот, кто находится дома, то есть не в пути (сафаре), имеет право носить хуффы в течение суток, а в сафаре – трое суток. Время отчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.

Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру вечером, выйти в сафар, то срок ношения завершается с истечением трёх суток с того момента, с которого начался дома, то есть в обед.

 Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения этого срока. Также надо помнить о том, что каждый раз при нарушении малого омовения нарушается и масх. Это значит, что при каждом омовении надо совершать и обтирание ичигов.

 Передаётся, что имам Абу Ханифа однажды сказал: «Я не спешил с вынесением суждения о дозволенности протирания хуффов (так как внешне это противоречило кораническому предписанию) до тех пор, пока огромное количество повествований, доказывающих истинность этого, не стали мне ясными как белый день». Он также сказал: «Я боюсь, что тот, кто будет отвергать дозволенность протирания хуффов, может оказаться вне Ислама» (ввиду множества хадисов, соответствующих категории «таватур» и устанавливающих дозволенность этого).

 Согласно имаму Абу Ханифе и его знаменитым ученикам – имамам Абу Юсуфу и Мухаммаду, протирание некожаных носков допустимо только в том случае, если они являются сахын.

  Сахын – это такие толстые носки, которые обладают всеми свойствами кожи. (Они не являются изготавливаемыми обычным образом носками – такими, как ныне широко распространённые носки из хлопка и нейлона.) Дозволенность протирания сахынов зависит от следующих условий:

1. В таких носках можно пройти (без обуви) более 3 миль, не порвав их.

2. Не должны пропускать воду.

3. Должны держаться на ноге без завязывания шнурков, резинок и т. д. (не должны соскальзывать, как обычные носки).

Обтирание ран и повязок

Если на какую-то часть тела наложена повязка из-за раны, вывиха, перелома и тому подобного, то при омовении большая часть этой повязки должна быть обтёрта мокрыми пальцами. Так же и заживающие раны без повязок. Если же обтирание раны или повязки может причинить вред здоровью, то при омовении это место пропускается.

Срок действия повязок отсутствует. И перед её наложением необязательно мыть рану, тем более если это повредит здоровью. Если после обтирания повязка развязалась, и вы наложили новую, то в повторном обтирании нет необходимости. Если снять повязку после излечения, то протирание нарушается.

Если перед тем, как сесть на последний «Аттахият» в намазе, с зажившей раны упадёт повязка, то намаз нарушается.

 

Отличие масху ичигов и повязок

Ичиги нужно надевать, будучи в омовении, но для повязки это необязательно. Протирание ичигов имеет определённый срок, а повязки – нет. Сроком для повязки является момент её снятия по выздоровлении. Перевязанное место можно протереть, а остальное омыть. Для ичигов же необходимо обновлять протирание, если даже снял лишь один из них. В таких случаях нельзя одну ногу омыть, а в отношении другой совершить протирание.

 (Лубаб, Шайх Абдул Гани Гунайми Мидани, Маракил фалах, Хасан сын Аммара сын Али Шурунбулали, Намаз, Зайнула Гамзатов)

 

islamdag.ru

Использование специальных носков (хуффайн) | Ислам в Дагестане

Хуффайн (ар. خفين) – это специальные прочные и водонепроницаемые носки, которые некоторые называют кожаными носками, хотя лучше использовать само слово хуффайн, ибо они бывают сделаны не только из кожи.

Протирание кожаных носков (хуффайн) является шариатским облегчением. Это облегчение распространяется как на мужчин, так и на женщин, как на больных, так и на здоровых людей, как в холодное время года, так и в теплое, дома или в пути.

Если на ногу надеть кожаные носки (хуффайн), соблюдая нижеприведённые условия, то для совершения омовения бывает достаточным лишь обтирание этих кожаных носков, вместо омовения  ног. Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой. Обтирать хуффайн разрешается только для малого омовения (вудуъ), но не для полного (гусль).

Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать ичиги, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги, как обычно:

1. Надевание кожаных носков после совершения полноценного омовения. Если человек омоет одну ногу, наденет на него кожаный носок, а потом помоет другую и наденет на неё носок, то такое надевание является недействительным. Ему следует снять надетый  вначале кожаный носок  и надеть его снова, т.е.  сначала  помыть обе ноги, а затем надевать хуффайн.

2. Чтобы кожаные носки прикрывали щиколотки и всю стопу, которую моют при омовении. Прикрывать ногу они должны со всех сторон, кроме верха. Следовательно, если голень кожаных носков широкая и из неё будет видна стопа, то такими хуффайн можно пользоваться.

3. Хуффайн должны быть сшиты из чистого материала. Если они сшиты из кожи мертвечины до дубления или из любого другого нечистого материала, то протирание (масху) из них не принимается.

4. Хуффайн  должны быть прочными и в то же время удобными, то есть такими, что возможно было бы  ходить в них. Следовательно, не разрешается делать носки из стекла, дерева и железа. Также не допустимо, чтобы носки были слишком тонкими, которые порвутся, если в них ходить по нуждам путника прежних веков. Например, если путник прежних времён останавливался в пути на привал, то он снимал с животного багаж, уходил по нужде, собирал дрова, сухую траву, разжигал костёр и т. д. Если кожаные носки будут такими, что в них невозможно было бы сделать всё перечисленное из-за их неудобства, или они порвались бы из-за того, что тонкие, то масху на такие хуффайн делать запрещается.

Не допускаются сшитые из шерсти или других материалов носки, которые не  защищают   ноги от проникновения внутрь  воды или влаги.

Разрешается использование хуффайн со шнурками, если вышеперечисленные условия соблюдены, например, использование  борцовок  или боксёрок, которые не противоречат вышеперечисленным условиям.

Фарзы протирания кожаных носков

Достаточно протереть хотя бы маленькую часть кожаных носков с верхней стороны. Хватит и того, чтобы просто поставить на хуффайн палец, даже если не сдвинуть его с места. Протирание только лишь боков либо только нижней части является недостаточным.

Сунна протирания кожаных носков

Желательно класть левую руку снизу на пятку, а правую на кончики пальцев ног. Так, с раздвинутыми пальцами руки проводят в направлении друг против друга – правую руку к голени, а левую – в сторону пальцев ног.

Нежелательно промывать кожаные носки, протирать их несколько раз или целиком.

Протирание кожаных носков нарушается в следующих случаях:

Когда нарушается омовение, то достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. Но использование хуффайн аннулируется при следующих случаях:

1. Если кожаные носки снимутся с ноги или порвутся (или продырявятся) в любой области стопы вместе с щиколоткой.

2. Если истечёт срок носки. Кожаные носки можно носить только одни сутки тому, кто не в пути, и трое суток подряд тому, кто в пути. Время отсчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.

3. Если тот, кто надел кожаные носки станет (джунубом) т.е. будет должен совершить обязательное купание (жинабат), то право на масху отменяется. Ему следует снять хуффайн и надеть их  только  после полноценного ритуального очищения.

Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру, вечером, выйти в сафар, то срок их  носки завершается с истечением одних суток с того момента, с которого они  начались дома, то есть в обед следующего дня.

Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения  одних  суток. А если он прибудет домой после двух дней пути, то ему необходимо сразу же снять хуффайн. Совершённые в пути масху во вторые сутки не нужно возмещать.

Если человек совершил омовение с протиранием хуфффайн, а потом он снял их, или у него закончился срок масху, то он обязан промыть стопы, иначе его омовение будет считаться неполноценным.

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

islamdag.ru

Какие виды носков дозволяется протирать (помимо кожаных) - подробное объяснение согласно четырем мазхабам - Ан-Ниса

Вопрос:

Вы не могли бы прояснить вопрос насчет протирания носков – какие виды носков можно протирать? Сейчас в нашем обществе получили распространение следующие хадисы, откуда некоторые делают выводы, что якобы можно протирать любые носки, лишь бы они были достаточно толстые.

Вот сам текст хадиса:

Джами ат-Тирмизи:

99: Аль-Мугира передает: «Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и совершил протирание поверх своих носков и сандалий». Тирмизи сказал, что этот хадис хасан сахих.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Это хорошо известный факт, что протирать кожаные носки (хуффейн) вместо мытья ног при совершении омовения дозволяется. Хафиз Ибн Хаджар, рахимахуллах, пишет это в своем комментарии к Сахих Бухари:

وَجَمَعَ بَعْضُهُمْ رُوَاتَهُ فَجَاوَزُوا الثَّمَانِينَ (فتح الباري, ج 1, ص 306: دار المعرفة — بيروت، 1379)

«Некоторым ученым по хадису известно (некоторое) количество сподвижников, которые передают хадисы в отношении протирания хуффейн, и (их количество) составляет более восьмидесяти» Фатх аль-Бари.

Общее слово, которое используется в хадисах для обозначения носков – это «хуффейн» خفين. Этим словом обозначаются кожаные носки. Еще одно слово, которое может употребляться в таком же смысле «джаурабейн» جوربين , которым обозначаются носки из шерсти, хлопка и тому подобное.

Джаурабейн, в свою очередь, делятся на три вида:

1. منعلين – мунаалейн – когда подошва (обратная сторона носков) кожаная (они обшиты кожей)

2. مجلدين – муджалядейн – и верх, и подошва обшиты кожей.

3. Простые джаурабейн – когда на носках вообще нет кожи.

Хадис, который упоминается в вашем вопросе, следующий:

عَنْ المُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ، قَالَ: «تَوَضَّأَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَسَحَ عَلَى الجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 167: شركة مكتبة ومطبعة مصطفى البابي الحلبي – مصر)

«Мугира ибн Шубах (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и протер поверх джаурабен и сандалий» (Сунан ат-Тирмизи).

Согласно мнению ханафитской правовой школы, протирание поверх носков муджалядейн действительно. Протирание поверх носков мунаалейн также действительно, если материал, из которого они изготовлены, классифицируется как «толстый» (1).

Правоведы (факихи) считают, что простые джаурабейн (лишенные кожи) допускаются для протирания, если они подходят под определение «сахын» ثخين (тостые). Даже имам Тирмизи считает, что протирание поверх «джаурабейн» допустимо, если они удовлетворяют условиям «толстый». Протирание тонких носков недопустимо. У разных факихов были свои критерии – какие носки могут считаться толстыми.

Ниже приводятся мнения факихов шафиитского, маликитского, ханабалитского и ханафитского мазхабов, какие виды носков можно протирать.

Шафиитский мазхаб:

Согласно мнению шафиитских ученых, носки должны быть такого свойства, что они не пропускают внутрь себя воду (если она попала на ноги). Об этом говорится у аллямы Ибн Хаджара аль-Хайтами в его книге по шафиитскому фикху под названием Тухфатуль-Мухтадж. Он пишет:

(وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

«Тканые (обычные) носки, которые не защищают от попадания воды на ноги, не будут достаточными. (То есть, носки, которые промокают, когда вода попала на ноги). Протирание поверх таких носков недопустимо, даже если будут такими прочными, что можно постоянно ходить в них (они не рвутся). (Это правильное мнение) (Тухфатуль Мухтадж) (2)

Маликитский мазхаб:

Для действительности протирания необходимо, чтобы носки относились к категории муджалядейн. Иными словами, верхние части носка (выше подошвы) и сама подошва должны быть покрыты кожей. Носки из другого материала (лишенные кожаного покрытия) не будут достаточными. Халиль (рахимахуллах) пишет в своей работе по маликитскому фикху Мухтасар аль-Халиль:

رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه(مختصر الخليل, ج 1, ص 23: دار الحديث/القاهرة)

«Мужчинам и женщинам разрешается протирать носки (у себя дома или в пути), у которых верхняя часть и подошва покрыты кожей» (Мухтасар аль-Халиль) (3)

Ханабалитский мазхаб:

Джурабейн должны быть толстыми до такой степени, что в них возможна непрерывная ходьба (так же, как в случае с хуффейн). Мансур аль-Ханбали пишет в своей книге по ханафитскому фикху Шарх Мунтахаль-Ирадат:

(وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقٍ مِنْ صُوفٍ أَوْ غَيْرِهِ) (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Протирание действительно поверх толстых джаураб, сделанных из шерсти или любого другого материала» (Шарх Мунтахаль Ирадат).

Далее он пишет:

وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Это (дозволяется потому), что толстые носки аналогичны кожаным носкам в том смысле, что они защищают основные области стопы, и можно в них ходить постоянно, как и в случае с кожаными носками» (Шарх Мунтахаль Ирадат) (4).

Ханафитский мазхаб:

Чтобы носки считались толстыми, они должны отвечать четырем условиям. Алляма Хаскафи, рахимахуллах, пишет об этом в своей работе Ад-Дурруль Мухтар:

(الثَّخِينَيْنِ) بِحَيْثُ يَمْشِي فَرْسَخًا وَيَثْبُتُ عَلَى السَّاقِ وَلَا يُرَى مَا تَحْتَهُ وَلَا يَشِفُّ إلَّا أَنْ يَنْفُذَ إلَى الْخُفِّ قَدْرُ الْغَرَضِ (رد المحتار, ج1, ص269: دار الفكر-بيروت)

1. В них можно пройти 3 шариатских мили.

2. Он может стоять (на полу, если его поставят) за счет своей толщины (не за счет своей эластичности или герметичности).

3. Сквозь него не может проникнуть вода (если на ноги попадет вода).

4. Он не должен быть прозрачным (сквозь него не должна быть видна нога) (Раддуль Мухтар) (5)

В заключение, из вышеупомянутой информации мы выяснили следующее:

1. Допускается протирать носки, сделанные целиком из кожи.

2. Допускается протирать муджалядейн носки (обшитые сверху и по подошве кожей).

3. Если носки не изготовлены из кожи и не обшиты кожей, они должны соответствовать требованиям толщины (см. выше).

4. Тонкие носки (изготовленные из хлопка, синтетики, тонкой шерсти) протирать, согласно единогласному мнению ученых, не дозволяется.

Некоторые советы:

В вопросах ибадата (таких как тахарат и намаз) мы должны проявлять меры предосторожности, поскольку это средства приближения к Аллаху и общения со Всевышним. Аллах Совершенен, поэтому в приближении к Нему мы должны прилагать все наши усилия и избегать сомнительного. Вуду (омовение) есть предпосылка для действительности намаза. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Очищение (тахарат) – это ключ к намазу» (Сунан ат-Тирмизи, т. 1, с. 6) (6)

Возможно, что несмотря на вышеперечисленные доказательства, кто-то продолжит утверждать, что протирание поверх хлопчатобумажных или нейлоновых носков является действительным. Тем не менее, факт есть факт, что великие и знаменитые ученые прошлого утверждают обратное, так что следует придерживаться этого мнения, по меньшей мере, из своей собственной выгоды. Неразумно рисковать действительностью своего намаза из-за неполноценного омовения.

Тем, кто выполняет функции имама, должны быть чувствительны к таким вопросам. В джамаате есть люди, которые твердо убеждены, что вуду поверх тонких носков является недействительным. Такая точка зрения подтверждается книгами больших алимов. Поэтому будет неразумным игнорировать мнение большого числа членов общины. Вместо того, чтобы спорить, утверждая свое мнение, нужно быть выше споров. Также имам должен быть примером в богобоязненности для своей паствы.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Абдульазиз ибн Абдуррахман,

студент Даруль Ифта, США

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

www.daruliftaa.net

_________________________________________[1] مسائل رفعت قاسمي, ج 1, ص 26: حامد كتب خانه كراتشي

[2] (وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) لِأَنَّهُ خِلَافُ الْغَالِبِ مِنْ الْخِفَافِ الْمُنْصَرِفِ إلَيْهَا النُّصُوصُ وَلَيْسَ كَمُنْخَرِقِ الْبِطَانَةِ وَالظِّهَارَةِ بِلَا تَحَاذٍ؛ لِأَنَّ هَذَا مَعَ عَدَمِ مَنْعِهِ لِنُفُوذِ الْمَاءِ إلَى الرِّجْلِ يُسَمَّى خُفًّا فَهُوَ كَخُفٍّ يَصِلُ الْمَاءُ مِنْ مَحَلِّ خَرْزِهِ بِخِلَافِ ذَاكَ كَجِلْدَةٍ شَدَّهَا عَلَى رِجْلَيْهِ وَأَحْكَمَهَا بِالرَّبْطِ بِجَامِعِ أَنَّ كُلًّا لَا يُسَمَّى خُفًّا وَفِي وَجْهٍ أَنَّ الْمُعْتَبَرَ مَاءُ الْمَسْحِ لَا الْغَسْلِ وَهُوَ ضَعِيفٌ نَقْلًا وَمُدْرَكًا وَإِنْ جَرَى عَلَيْهِ جَمْعٌ؛ لِأَنَّ أَدْنَى شَيْءٍ يَمْنَعُ مَاءَ الْمَسْحِ أَمَّا مَنْسُوجٌ يَمْنَعُ مَاءَ الْغَسْلِ فَيُجْزِئُ كَلِبَدٍ وَخِرَقٍ مُطَبَّقَةٍ. (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

[3] رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه وخف ولو على خف بلا حائل: كطين إلا المهماز3 ولا حد بشرط جلد طاهر خرز وستر محل الفرض وأمكن تتابع المشي به (مختصر الخليل, ج 1, ص 24-23: دار الحديث/القاهرة)

[4] (وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقِ) نُعِلَ أَوَّلًا لِحَدِيثِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ «أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» رَوَاهُ أَحْمَدُ وَأَبُو دَاوُد وَالتِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَسَنٌ صَحِيحٌ.وَهَذَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُمَا كَانَا مَنْعُولَيْنِ ; لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ كَذَلِكَ لَمْ يَذْكُرْ النَّعْلَيْنِ. إذْ لَا يُقَالُ: مَسَحَ عَلَى الْخُفِّ وَنَعْلِهِ، قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ » تُرْوَى إبَاحَةُ الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ عَنْ تِسْعَةٍ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَلِيٍّ وَعَمَّارٍ، وَابْنِ مَسْعُودٍ، وَأَنَسٍ، وَابْنِ عُمَرَ وَالْبَرَاءِ، وَبِلَالٍ، وَابْنِ أَبِي أَوْفَى، وَسَهْلِ بْنِ سَعْدٍ » انْتَهَى.وَلَمْ يُعْرَفْ لَهُمْ مُخَالِفٌ فِي عَصْرِهِمْ، وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ وَتَكَلَّمَ فِي الْحَدِيثِ بَعْضُهُمْ، وَأُجِيبَ عَنْهُ بِمَا يُعْلَمُ مِنْ الْمُطَوَّلَاتِ (وَالْجَوْرَبُ) : غِشَاءٌ مِنْ صُوفٍ يُتَّخَذُ لِلدِّفْءِ، قَالَهُ الزَّرْكَشِيُّ. وَفِي شَرْحِهِ: وَلَعَلَّهُ اسْمٌ لِكُلِّ مَا يُلْبَسُ فِي الرِّجْلِ عَلَى هَيْئَةِ الْخُفِّ، مِنْ غَيْرِ الْجِلْدِ (حَتَّى لِزَمِنٍ) لَا يُمْكِنُهُ الْمَشْيُ لِعَاهَةٍ. فَيَجُوزُ لَهُ الْمَسْحُ عَلَى هَذِهِ الْحَوَائِلِ كَالسَّلِيمِ. (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)[5] احسن الفتاوي[6] حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، عَنْ سُفْيَانَ، عَنِ ابْنِ عَقِيلٍ، عَنْ مُحَمَّدِ ابْنِ الْحَنَفِيَّةِ، عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مِفْتَاحُ الصَّلَاةِ الطُّهُورُ، وَتَحْرِيمُهَا التَّكْبِيرُ، وَتَحْلِيلُهَا التَّسْلِيمُ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 6: الرسالة العالمية)

2370

annisa-today.ru

Махси - кожаные носки | Всемирный исламский сайт мусульман

Мужская одежда, тюбетейки - махси - кожаные носки для намаза

Материал: натуральная кожа. Внутри: байка.(синтепон) На молнии. Цвет: черный. Размеры от 36 до 44-го.

абаи, блузы, туники, брюки, юбки, бони, капры, для праздников и никяха, костюмы, платья, сарафаны, рукава, махси, калфаки, спортивные платья, мусульманские купальники, юбки, никабы, большие размеры, будущим и молодым мамам

тюбетейки, чапаны, куфия (арафатки), костюмы, брюки, афганки (костюмы для намаза), махси и другие товары

подвески для авто, брелки с коранами для ключей, наклейки-стикэрсы с аятами, тумары, полумесяцы, украшения, печатки, кольца, компасы "Кибла" и другое

миск (духи), крема, шампуни и мыла из черного тмина, оливы, масло и семена черного тмина, мисваки, зубные пасты "Сивак", бальзамы, массажные масла для спортсменов, хна, сурьма, ароматические палочки и т.д.

Кораны, книги по Исламу, Сунне, Шариату, брошюры, учебники арабского и других языков, тажвиды, арабская пропись, книги и Коран-тафсиры на узбекском, татарском, таджикском, кыргызском, русском, азербайджанском, арабском и на других языках

аудио и видеодиски по Исламу на разных языках, Кораны МР3, цифровые плееры

шамаилы с аятами, мечетями, с сурами из Корана, панно и другое

Часы с азаном, посуда, сувениры, намазлыки

Тажвид, куръон, дуои, намоз, фарзи айн, намози комил

Намоз, тажвид, хадисалар, башка китоблар

Квартиры, дома, коттеджи, земля, студии, пентхаусы, аренда. Пишите на E-mail: [email protected] позвоните в Хургаду по телефону: +201281180324. Skype ummnurik

Фотоаппараты, автомобили, одежда, сувениры, бытовая и другая техника, компьютеры, разное

Исламские, национальные, детские и другие книги. Словари по изучению языков.

www.muslim-info.com

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения?

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِاَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّصَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍصَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍصَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Вопрос:

Разрешается  ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение действительным? Каково мнение имамов четырех мазхабов и других авторитетных мусульманских ученых по этому вопросу?

Ответ:

Все авторитетные знатоки фикха и муджтахиды соглашаются, что не разрешается протирать тонкие носки, сквозь которые просачивается вода, которые не держатся на ноге самостоятельно, и в них нельзя пройти достаточное расстояние. Современные тонкие хлопковые, шерстяные, нейлоновые и другие носки не имеют свойств кожаных носков (ичиги), поэтому их нельзя протирать. Если кто-то так поступает, то его омовение (тахарат/вуду) будет не действительным согласно Благородному Куръану, достоверной Сунне и мнению имамов муджтахидов всех 4 мазхабов. Также намаз такого человека будет недействительным.

Всевышний Аллах в Благородном Куръане сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ

«О верующие, когда Вы встаёте для намаза (то есть, когда Вы намереваетесь помолиться, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки» (сура «аль-Маида», аят 6)

Из данного аята становится ясно, что мытье ног является обязательным условием правильности малого омовения (тахарат/вуду).  

Данное положение также  подтверждается большим числом хадисов, указывающих на то, что Посланник Аллах ﷺ приказывал мыть, а не протирать ноги. Одними из них, является хадис, который привел ад-Даракутни в своем сборнике , от Абу Раф'и (радыяллаху 'анху), и который привел Абу Давуда , от Раб'и (радыяллаху 'анху):

عَنْ أَبِي رَافِعِ قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَتَََوَضَّأُ فَغَسَلَ رِجْلَيْهِ ثََلَاثًا

«Я видел как Посланник Аллаха ﷺ брал тахарат и омыл ноги свои три раза».

عَنِ الرَّبِيعِ قَالَتْ: كَانَ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَأْتِينَا فَيَتَوَضَّأُ لِلصَّلَاةِ فَيَغْسِلُ رِجْلَيْهِ ثَلَاثاً ثَلَاثاً

«Говорит, что Посланник Аллаха ﷺ приходил к нам и, брав тахарат, мыл свои ноги три раза».

Имам Ибн Хаджар аль-'Аскаляни в своей книге «Фатхуль Бари» приводит, что 'Али и Ибн 'Аббас (радыяллаху 'анхум) изначально придерживались мнения, что в тахарате протирание ног дозволено, но в итоге все они отказались от этого убеждения .  

Также существует большое количество достоверных хадисов, в которых говорится о возможности, во время омовения, протирать кожаные носки - ичиги (масах 'аляль хуффайн), вместо мытья ног. Например, хадисы, которые привели Ибн Аби Шайба  от Убайя бин 'Аммара, и имам Малик в своей «Муватте» от 'Урвы (радыяллаху 'анхум):

عَنْ أُبَيْ بِنْ عَمَّارٍ  أَنَّهُ قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ أَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ؟ قَالَ نَعَمْ

«Говорит, что спросил Посланника Аллаха ﷺ о разрешении протирания на хуффы, и он разрешил».

عَنْ هِشَامٍ بِنْ عُرْوَةٌ أَنَّهُ رَأَي أَبَاهُ يَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ قَالَ: وَ كَانَ لَا يَزِيدُ إِذَا مَسَحَ عَلَي الْخُفَّيْنِ عَلَي اَنْ يَمْسَحَ ظُهُورُهُمَا وَلَا يَمْسَحَ بُطُونَهُمَا

«Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Урва (радыяллаху 'анху) протирал только верхнюю часть хуффов, а нижнюю не протирал».

Хадисы о протирании кожаных носков - ичигов являются хадисами высокой достоверности (сахих) и содержат большое число передатчиков (таватур) и является неопровержимыми.

Наш имам Абу Ханифа (рахматуллахи 'алейхи) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки - ичиги, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет» (аль-Бахр ар-Раик) .

Хафиз Ибн Хаджар (рахматуллахи 'алейхи) в «Фатхуль Бари» сказал: «Большое число знатоков хадисов (хуффаз) объявило, что протирание кожаных носков - ичигов (масах 'аляль хуффайн) установлено таваатуром. Некоторые из них сообщают, что они собрали и посчитали повествования от сподвижников Пророка ﷺ  их оказалось более восьмидесяти. Десять из них рассказаны «'ашара-мубашара» (десятью сахабами, которым ещё при жизни Пророк ﷺ объявил, что они попадут в Рай)» .Хафиз Ибн Абдиль Барр в своей книге «ат-Тамхид» подтвердил, что около 40 сахабов передали хадисы о протирании хуффов .

Хасан Басри (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Я встретил семьдесят сахабов, которые участвовали в битве при Бадре. Все они верили в (достоверность) протирания кожаных носков - ичигов (масах ‘аляль хуффайн)» («Тальхисуль Хабир» и «Бадаи'ус Санаи'») .

Приведенные мною выше мнения мусульманских экспертов в области правоведения не оставляют никаких сомнений в том, что Пророк Мухаммад ﷺ протирал кожаные носки - ичиги (хуффайн) во время омовения и разрешил другим поступать также. Однако важным является тот факт, что помимо кожаных носков - ичигов, в достоверной Сунне, протирание других типов носков не устанавливается таватуром.

Благородный Куръан является основным и непоколебимым источником Шари’ата. Ни один хадис (хабар ахад) не может противоречить, менять смысл, ограничивать, расширять или отвергать любой аят Куръана.

Имам Абу Бакр аль-Джассас (рахматуллахи 'алейхи) в тафсире «Ахкамуль Куръан» также приводит единогласное мнение ученных об этом. 

Но в случае, когда хадис по своей известности, достигает степени «мутаватир» , то тогда текст Куръана может быть уточнен.

Поэтому Имам Абу Юсуф (рахматуллахи 'алейхи) сказал: «В приказе Куръана может быть сделано исключение Сунной, только если она достигла уровня таватур или истифада, как в случае с протиранием кожаных носков - ичигов (масах 'аляль хуффайн). («Ахкаамуль-Куръан Лиль Джассаас») .

Теперь, для более глубокого понимания вопроса, рассмотрим вопрос, что же такое «хуфф» и «джаураб» по мнению четырех суннитских мазхабов и определим разницу между данными понятиями.

Хуфф - это носок, изготовленный из кожи, покрывающий щиколотки и прилегающую к ней часть ноги.

Для того, чтобы протирать хуффы, они должны соответствовать нескольким условиям:

1. Кожа, из которого изготовлены хуффы, должна быть чистой. Поэтому ханафитские и шафиитские ученые считают протирание хуффов изготовленных из кожи мертвечины до ее выделки не действительным, а маликитские и ханбалитские не разрешают даже после выделки, так как, по мнению первых выделка делает материал чистым, а по мнению вторых, нет. 

2. Хуффы должны покрывать лодыжку полностью до щиколоток. Протирание хуффов, не покрывающих лодыжки вместе с щиколотками, недействительно. 

3. Имамы всех четырех мазхабов единогласны в том, что хуффы должны быть настолько крепки, что в них можно непрерывно ходить на большие расстояния. В конкретном определении дистанции существуют разные мнения.

По мнению ханафитских правоведов, хуффы, даже без завязок, должны крепко держаться на ноге. Также они должны быть прочны, что в них можно пройти дистанцию в три километра. Поэтому протирание хуффов, которые не подходят под эти условия, недействительно.

По мнению маликитских факихов, прочность хуффов должна быть как у обычной обуви. Протирание хуффов, которые не держаться на ноге, будет являться недействительным.

По мнению шафиитов, прочность хуффов должна позволять надевшему их человеку ходить в них на протяжении одного дня дома и на протяжении трех дней в путешествии. И нет разницы из чего они изготовлены, из кожи или из войлока.

По мнению ханбалитских ученых, они должны быть изготовлены из кожи, либо из дерева, или из чего-либо на подобие этого, но с условием ходьбы в них как в обуви. Также они не должны спадать с ноги.  

Однако среди правоведов есть определенные разногласия в размере допустимых отверстий и материала, из которого изготовлен хуфф.

Ханафитские и маликитские ученые считают, что хуффы должны быть целыми. В размере дыр у них есть разногласия. По мнению ханафитов, размер дырки в три маленьких пальца ноги допустим, а маликиты разрешают протирать хуффы с размером дырки в чуть меньше одной трети щиколотки. Шафиитские и ханбалитские правоведы считают, что если на хуффах есть даже маленькая дырка, то протирание их будет не действительным.

Обязательным условием, по мнению маликитских факихов, является то, что хуффы должны быть изготовлены из кожи. Поэтому, по их мнению, не разрешается протирание носков, изготовленных из хлопка или нейлона, даже если они плотные. Исключением являются носки, обшитые кожей.

Однако, по мнению большинства мусульманских правоведов, условие изготовления хуффов из кожи не является обязательным, главное, чтобы они препятствовали прямому проникновению воды на ноги.

Перед тем, как разобрать вопрос, связанный с джаурабами, думаю, будет полезным сделать исторический экскурс, чтобы понять истоки распространения сегодня практики протирания обычных носков.

В 1913\1332 г. несколько университетов, расположенных на арабских территориях, задали шейху Джамалюддин аль-Касыми вопрос о допустимости протирания обычных носков. Студенты данных учебных заведений из-за сильных холодов в зимний период испытывали определенные трудности при мытье ног. В связи с этим многие студенты откладывали намаз и совершали его намного позже положенного времени в качестве пропущенного, в то время как многие другие студенты вообще переставали совершать намаз. В ответ на этот вопрос, шейх Джамалюддин написал научный труд в пользу допустимости протирания обычных носков. Фетва шейха основывалась на нескольких хадисах, которые внешне разрешали протирание обычных носков. Данная фетва во многом и послужила причиной широкого распространения такой практики, хотя впоследствии подобные решения издавали и многие другие исследователи. Таким образом, практика протирания обычных носков получила распространение лишь чуть более века тому назад и является опаснейшим нововведением (бид'а), которое делает не действительным намазы многих мусульман.

Джаурабы - это носки, изготовленные из хлопка, шерсти, нейлона и подобных материалов.

Ученных разрешает протирание на джаурабы, но только при наличии одного из двух условий:

1. Джаурабы должны быть обшиты кожей, и тогда, по своим качествам, они станут подобны хуффам.

2. К нижней части щиколотки должна быть пришита подошва из кожи.

Имамы Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Ахмад бин Ханбаль (рахматуллахи 'алейхим) считают дозволенным протирание джаурабов при наличии обязательных двух условий:

1. Носки должны быть плотные, чтобы кожа щиколотки не просвечивалась в них.

2. Прочность джаурабов должна позволять ходить в них, и они должны самостоятельно, не сгибаясь, стоять из-за своей плотности.

Если джаурабы будут соответствовать выше перечисленным условиям, то протирание их будет действительно по той причине, что они станут похожими своим свойствами на хуффы. В свою очередь протирание кожаных носков – ичигов (масах 'аляль хуффайн) стало дозволенным по причине хадисов – мутаватир.

Разберем хадисы, внешний смысл которых дозволяет протирать не кожаные носки – джаурабы.

Люди, которые разрешают протирать джаурабы вне зависимости от их толщины и прочности, основываются на четырех хадисах (хабар ахад), в которых сказано, что Посланник Аллаха ﷺ протирал джаурабы.

Во-первых, как я уже писал выше, аннулирование положения Благородного Куръана по причине хабар ахада невозможно, а по причине хадиса мутаватира разрешается уточнение его. Так как хадисы, в которых разрешается протирать джаурабы не достигают степени таватур, ученые не считают протирание джаурабов действительным.

Во-вторых, большинство специалистов в области мусульманского права и хадисоведения посчитали данные хадисы слабыми.

Перед тем, как привести мнения суннитских ученых относительно данных хадисов, я приведу их, пользуясь книгой «Тухватуль Ахвази» автором, которой является Абдуррахман Мубаракфури.

1. Хадис Мугиры (радыяллаху 'анху):

عَنْ مُغِيرَةَ قَالَ تَوَضَّأَ النَّبِيَ ﷺ وَمَسَحَ عَلَي الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ (رَوَاهُ التِّرْمِذِي رقم: 99)

“Посланник Аллаха ﷺ взял омовение и сделал протирание на джаураб и сандали”. 

2. Хадис, переданный Абу Мусой (радыяллаху 'анху):

عَنْ أَبِي مُوسَي أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَي الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ (رَوَاهُ اِبْنُ مَاجَه رقم: 560، وَالْبَيْهَقِي رقم: 1351)

“Посланник Аллаха ﷺ совершил омовение протер джаурабы (носки) и сандалии”.

3. Хадис, переданный Билялем (радыяллаху 'анху):

عَنْ بِلَالٍ كَانَ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ وَالْجَوْرَبَيْنِ (رَوَاهُ الطَّبَرَانِ فِي الْمُعْجَمِ الْكَبِيرِ رقم: 1063

“Посланник Аллаха ﷺ совершал протирание на джаурабы и сандалии”.

4. Хадис Саубана (радыяллаху 'анху):

عَنْ ثَوْبَان قَالَ بَعَثَ رَسُولُ اللهِ ﷺ سَرِيَةُ فَأَصَبَاهُمُ الْبَرْدُ فَلَمَّا قَدَمُوا عَلَي النَّبِيِّ ﷺ شَكُوا إِلَيْهِ مَا أَصَابَهُمْ مِنَ الْبَرْدِ فَأَمَرَهُمْ أَنْ يَمْسَحُوا عَلَي الْعَصَائِبِ وَالتَّسَاخِينِ (رَوَاهُ أَبُو دَاوُدْ رقم: 146)“Однажды Посланник Аллаха ﷺ отправил группу сахабов в военный поход. Во время путешествия этим сподвижникам пришлось испытать серьезные трудности в связи с холодными погодными условиями. Когда они вернулись в Лучезарную Медину, то рассказали о своих трудностях Посланнику Аллаха ﷺ, тогда Посланник Аллаха ﷺ разрешил им (в таких условиях) протирать свои тюрбаны и тасахин”.

А теперь рассмотрим достоверность данных хадисов.

Первый хадис от Мугиры (радыяллаху 'анху) такими учеными как Суфъян Саури, Абдуррахман бин Махди, имам Ахмад бин Ханбаль, ибн Мадиний и имам Муслим единогласно признан слабым (да'иф). А имам аль-Байхакы сказал, что этот хадис порицаемый (мункар).  По мнению имама Муслима все дело в том, что передатчики этого хадиса Абу Кайс и Хузайль, противоречат всем остальным хадисам.

Рассмотрим второй хадис, переданный Абу Мусой (радыяллаху 'анху). Шейх Мубаракфури пишет, что передатчик этого хадиса ‘Иса бин Синан замечен мухаддисами в смешивании текстов хадисов, поэтому этот хадис не может быть достоверным.

Имам Ахмад, Ибн Му'ин, Абу Зур'а, ан-Насаи, Байхакы говорят, что передатчик этого хадиса 'Иса бин Синан не надежный передатчик. Также имам Байхакы говорит, что передатчик Даххак бин Абдуррахман лично этот хадис от Абу Мусы не слышал.

Рассмотрим третий хадис, переданный Билялем (радиаллаху 'анху). Имам Зайля'и говорит, что в цепочке передатчиков этого хадиса есть Язид бин Аби Зияд и он оценен как не надежный. Хафиз Ибн Хаджар говорит, что Язида бин Аби Зияда в старости подводила память, к тому же он был ши’итом.

Рассмотрим четвертый хадис, переданный Саубаном (радыяллаху 'анху). Ибн Аби Хатим приводит слова имама Ахмада бин Ханбаля, что Рашид бин Са’ад передатчик этого хадиса не слышал его лично от Саубана, поэтому этот хадис (мункаты') - слабый и доводом быть не может.  Некоторые люди пытаются привести этот хадис в довод, основываясь лишь на слове «тасахин» переводя его как носки.

Однако неверным является однозначное утверждение, что в хадисе подразумеваются именно носки. Так, например, Ибн Асир в книге «ан-Нихая» переводит слово «тасахин» как «носки», а шейх Хамза Асфахани переводит его как один из видов головного убора. А теперь хочу задать вопрос тем, кто протирает обычные носки во время омовения, почему они из-за таких слабых хадисов оставляют Книгу Аллаха? Почему они не бояться клеветать на Пророка ﷺ и поднимать смуту (фитну) среди мусульман?! Как они будут отчитываться за свое невежество в Судный День?!

Автор книги «Тухватуль Ахвази» шейх Абдуррахман Мубаракфури приводит собственное мнение:

وَالْحَاصِلُ عِنْدِي أَنَّهُ لَيْسَ فِي بَابِ الْمَسْحِ عَلَي الْجَوْرَبَينِ حَدِيثٌ صَحِيحٌ مَرْفُوعٌ خَالٍ عَنِ الْكَلَامِ

«Я пришел к тому выводу, что до нас не дошло ни одного достоверного (марфу') хадиса о протирании на носки, который бы соответствовал всем условиям достоверности». 

Даже если бы четыре вышеприведенных хадиса, внешний смысл которых дозволяет протирать джаурабы, являлись достоверными, то и тогда было бы недопустимым ограничивать или уточнять ясное предписание Куръана на основе этих немногочисленных хадисов.

Намаз – опора религии. Ключом к намазу является омовение (тахарат/вуду). Благородный Куръан ясно и четко предписывает мыть ноги при омовении. Это предписание требует от мусульманина всегда мыть ноги при совершении тахарата. Но так как хадисы, в которых говорится о дозволенности протирания хуффов (кожаных носков - ичигов), соответствуют категории «таватур», ученые четырех мазхабов единодушны, что протирание хуффов допустимо. Хадисы, которые внешне разрешают протирать джаурабы (некожаные носки), являются слабыми и не могут противоречить Куръану и быть использованы для установления дозволенности какого бы то ни было религиозного аспекта.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Протирание хуффов с точки зрения четырех мазхабов

Протирание хуффов с точки зрения четырех мазхабов

Один из вопросов в фикхе, в котором у нас существует разногласие с современными псевдосалафитами, – это вопрос дозволенности протирания обычных носков.

Вопрос этот является крайне существенным, потому что от него напрямую зависит действительность или недействительность намаза.

Мы предлагаем читателям ознакомиться с фетвой шейха Мустафа аль-Буга, который сделал краткий разбор этого вопроса согласно 4 мазхабам.

Хуфф – это кожаные носки, которые укрывают стопы, включая щиколотки. Их использование по Шариату является дозволенным облегчением (рухса), независимо от пола и времени года, независимо от того, где находится тот, кто их надевает: в пути или дома, – и независимо от того, болен он или здоров. Обтирание кожаных носков заменяет мытьё ног в ритуальном омовении. Однако, если есть возможность, мытье ног предпочтительнее, так как это основа.

Доказательства того, что протирание кожаных носков (хуфф) допустимо.

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в своём своде хадисов "Аль-Муватта" со слов Мугиры ибн Шу'ба приводит, что однажды, во время газавата Табук, Пророк отошёл по нужде и Мугира, взяв воду, пошёл вслед за ним. Затем Пророк (ﷺ) приступил к омовению, и Мугира, стоя рядом, наливал ему воду. Пророк (ﷺ) омыл лицо, руки, совершил масх головы и хуфф. Когда Пророк (ﷺ) вернулся обратно, то присоединился к молящимся за Абдурахманом ибн Ауфом сподвижникам, разыАллаху анхум аджмаин.

Также передаётся от Джарира ибн Абдуллы, что однажды он справил малую нужду, затем совершил омовение и протер кожаные носки. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: "Я видел, как Посланник Аллаха (ﷺ) справил нужду, совершил малое омовение и обтёр свои кожаные носки".

Возникает вопрос: «Подходят ли обычные носки (джаврабайн) для протирания, подобно кожаным носкам (хуфф)?»

Обычные носки похожи на кожаные, однако они выше и сделаны не из кожи (а, к примеру, из шерсти).

Мнение ханафитов

Имам А'зам Абу Ханифа сказал, что обтирать носки дозволено только в том случае, если они обшиты кожей, так как иначе они не могут использоваться для продолжительной ходьбы.

А Абу Юсуф и Мухаммад (два его известнейших ученика) сказали, что их можно обтирать, если они толстые (плотные) и непрозрачные, и в качестве довода использовали хадис Мугиры ибн Шу'бы. Такие носки подобны хуффу, так как они годятся для продолжительной ходьбы и способны держаться на голени без помощи веревки.

В книге «Хидаят» отмечается, что впоследствии Абу Ханифа отказался от своего прежнего мнения и склонился к мнению своих двух учеников.

Ты видишь, что все учёные, несмотря на разногласия по поводу условий, в целом, разрешали обтирать носки. Слова каждого учёного указывают на то, что носки, которые мы носим в наши дни, не похожи на те, протирание которых является действительным. Поэтому у тех, кто разрешает их обтирать, нет никаких доказательств и оснований (помимо общности названия, однако это не является весомым доводом при вынесении шариатского заключения).

Мнение ханбалитов

По мнению ханбалитов, обтирание носков (или чулков) разрешено, если они соответствуют всем требованиям, предъявляемым к кожаным носкам, а именно:

  1. Носки должны быть такими толстыми (плотными), чтобы не было видно стопу. Тонкие носки не могут считаться укрывающими (сатир).
  2. Они должны позволять человеку свободно передвигаться, а также должны держаться на ноге самостоятельно и не спадать (не соскакивать) при ходьбе.

В качестве доказательства они (ханбалиты) приводят хадис от Мугиры, что Пророк совершал омовение (вуду) и протирал носки и обувь 3.

Также они утверждают, что все сподвижники протирали носки, и никто из них этого не отрицал, и в этом они были единодушны. Поскольку носки (или чулки) закрывают то место, которое необходимо омыть при омовении, их можно протирать, как и хуфф.

Мнение шафиитов

В отношении обычных носков их мнение схоже с точкой зрения ханбалитов. Однако шафииты считают, что носки должны не только закрывать ступню (включая щиколотки), но и препятствовать проникновению воды, потому что сподвижники носили именно такие носки.

Мнение маликитов

Если верхняя и нижняя (подошва) части обычных носков обшиты кожей, то допустимо протирать их, так как носок, обшитый таким образом, подобен хуффу.

Рашид Исаев

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

О протирании (масх) носков и обуви во время ритуального омовения (вуду)

О протирании (масх) носков и обуви во время ритуального омовения (вуду) 

Автор: Муфтий Мухаммад Таки ‘Усмани

Приложение: скачать книгу "Протирание (масх) обычных носков"

 

           Вопрос:   Что говорят учёные о протирании обычных носков во время омовения? Объясните пожалуйста какие носки разрешается протирать (делать на них масх)? Среди ученых, насколько я знаю, есть различные мнения о допустимости протирать (масх) обычные шерстяные или нейлоновые носки.

      А) Многие исламские учёные постановили, что разрешается протирание таких носков при определенных условиях. Если эти условия не выполнены, то протирать обычные носки нельзя. Следовательно, это означает, что большинство типов носков не подходят для их протирания. Несмотря на это, Саид Абуль ‘Аля Маудуди заявляет, что можно протирать любые носки без всяких условий.

      Б) Тем учёным, кто считает допустимым протирание (масх) только при опредёленных условиях, он отвечает: «Я неоднократно пытался и очень старался найти источники этих условий в Сунне, но безуспешно. В Сунне утверждается лишь, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) протирал (масх) носков и сандалий. Кроме сборника ан-Насаи, все сборники хадисов, в том числе и Муснад Ахмада, содержат хадис, переданный Мугирой ибн Шу‘ба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) во время омовения протёр носки и сандалии. Сказано у Абу Дауда, что ‘Али, Абдуллах ибн Мас‘уд, Бара ибн ‘Азиб, Анас бин Малик, Абу Умама, Сухаиль ибн Са‘д и ‘Умар ибн Хурайс (да будет доволен ими Аллах) протирали носки.

Передаётся, что такой же была практика ‘Умара и ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах). Более того, Ибни ‘Аббас и Анас бин Малик, сообщают через Увайса ибн Ауса (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Тахави», что Пророк (мир ему и благословение) протёр только сандалии, даже про носки ничего не сказано. Так же поступал и ‘Али.

Итак, рассмотрев все приведённые повествования, должно быть разрешено протирание (масх) поверх носков и носков с обувью, также как разрешается протирать кожаные носки. В этих повествованиях Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не упоминал никаких условий, которые определены учёными”.

Кроме Саида Абуль ‘Аля Маудуди, такого же мнения придерживаются Ибн Теймия, Хафиз Ибн Кайим и ‘Аллама ибн Хазам (да будет милостив к ним Аллах). Уважаемый муфтий, я прошу Вас прокомментировать данный вопрос в свете Шариата.

 

=============================================================================

 

            Ответ:   Согласно всем имамам муджтахидам, не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни. Ваше предположение, что в этом вопросе есть различные мнения среди исламских учёных, является неправильным.  

      ‘Аллама Kaaсaaни (да будет милостив к нему Аллах) пишет в книге «Бада‘и ус-Сана‘и»: «По единодушному мнению ученых, если носки настолько тонки, что сквозь них просачивается вода, тогда протирать их недопустимо».

      ‘Аллама ибн Нуджаим (да будет милостив к нему Аллах) также говорит: «Не допустимо протирать тонкие носки, сделанные из пряжи или волос (шерсти). В этом нет никаких разногласий. Учёные имеют разные мнения только, если носки настолько толстые, что в них можно пройти один фарсах (три мили) или больше» («Аль-Бахр ур-Раик»).

      Из сказанного выше становится ясно, что ни одним из имамов мазхабов не считается допустимым протирание следующих типов тонких носков:

      (a) Носки не толстые, так что сквозь них просачивается вода,

      (б) Не держатся на ноге самостоятельно без завязок,

      (в) В них невозможно пройти, не порвав их, достаточное расстояние.

Если носки не попадают во все три упомянутые категории, только тогда ученые имеют различные мнения. Что касается Са‘ида Абуль ‘Аля Маудуди, он выбрал точку зрения, отличную от большинства уммы и ее ученых.

После анализа доказательств, которые он приводит, я пришёл к заключению, что он не приложил усилий для понимания сути вопроса. Далее, я вкратце привожу следующие объяснения.

В действительности, Коран предписывает нам совершать омовение определенным способом. В суре «аль-Ма’ида», аят 6, ясно и чётко приказано мыть, а не протирать ноги.

      Всевышний Аллах говорит: «О верующие, когда Вы встаёте для намаза (то есть, когда Вы намереваетесь помолиться, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки» (5:6).

      В вышеупомянутом аяте Аллах приказывает во время омовения мыть ноги. Это означает, что ни в коем случае нельзя протирать их, даже если носки сделаны из кожи.

      Тем не менее, с допустимостью протирать кожаные носки согласилась вся умма. Она основана на неоспоримости тaвaaтур (огромного числа достоверных хадисов Пророка, мир ему и благословение).

Если бы было только два или три повествования от Пророка (мир ему и благословение), этого было бы недостаточно для ограничения (таквид) общего применения аята Корана, из-за Ахбар-и-Ахад. (То есть несколько высказываний Пророка (мир ему и благословение) не являются весомым аргументом для ограничения действия аята).

Напротив же, хадисы о масах ‘аляль хуффайн (протирании кожаных носков) определены таваатуром (большим числом передатчиков), что является весомым для конкретизации и уточнения аята 6 суры «аль-Маида». То есть мыть ноги обязательно только в случае, если человек не в кожаных носках.

      По этому поводу имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет» («Аль-Бахр ур-Ра’иг»).

Более того, масах ‘аляль хуффайн (протирание кожаных носков) подтверждено и утверждается более чем восьмидесяти сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).

      Хафиз ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) говорит в «Фатх уль-Баари»: «Большое число хуффаз (знатоков наизусть огромного множества хадисов) объявило, что масах ‘аляль хуффайн (протирание кожаных носков) установлено таваатуром. Некоторые из них сообщают, что они собрали и посчитали повествования от сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Их оказалось более восьмидесяти. Десять из них рассказаны «‘ашира-мубашира» (десятью сахабами, которым ещё при жизни Пророк (мир ему и благословение) объявил в одном собрании, что они попадут в Рай)» («Найлюль Аутар»).

      Хасан Басри также (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я встретил семьдесят сахабов, которые участвовали в битве при Бадре. Все они верили в (достоверность) протирания кожаных носков (масах ‘аляль хуффайн)» («Талхисуль-Хабир» и «Бада’и ус-Сана‘и»).

      Если бы протирание кожаных носков не было установлено таваатуром или истифадхой (подавляющим числом достоверных хадисов), тогда нельзя было бы делать исключения (тахсис) для действия аята Корана, который приказывает мыть ноги во время омовения (вуду).

      Относительно этого, имам Абу Юсуф (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «В приказе Корана может быть сделано исключение Сунной (практикой Пророка, мир ему и благословение), только если она достигла уровня таваатур или истифада, как в случае с масах ‘аляль хуффайн («Ахкаамуль-Куран Лиль Джассаас»).

В итоге, Аллах предписывает в Коране мыть ноги во время омовения (вуду). Из этого предписания не может быть никаких исключений или ограничений на основе нескольких повествований от Пророка (мир ему и благословение). Необходимо иметь непрерывную цепочку достоверных хадисов, как в случае с масах ‘аляль хуффайн. Здесь был достигнут уровень таваатур.

Также, касательно «хуффайн» (кожаных носков), таваатур утверждает, что сам Пророк (мир ему и благословение) протирал их и разрешил другим поступать также. Помимо кожаных носков, протирание других типов носков не устанавливается таваатуром.

      Слово «хуфф» в арабском языке применимо только к носкам из кожи. Носки, сделанные из ткани, не называются «хуфф» в арабском.

Таким образом, разрешение протирать касается только кожаных носков (хуффайн). К другим типам носков применяется аят Корана о мытье ног.

Однако, если материал носков настолько толст, что они похожи или лучше чем кожаные носки, то есть:

            (а) сквозь них не просачивается вода,

            (б) они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге,

            и (в) в них можно пройти, не порвав их, по крайней мере, одну милю;  

о таких типах носков есть разногласие среди исламских учёных.

Некоторые считают, что если носки имеют такие же свойства, как и кожаные, то допустимо их протирать. Другие говорят, что таваатур установил только протирание кожаных носков, следовательно, не допустимо протирать прочие типы носков. 

Носки бывают трёх типов:

      (1) «Хуффайн», (кожаные носки). Их можно протирать всеобщим соглашением на основании таваатура.

      (2) Тонкие носки, не кожаные и не имеющие качеств кожи, сделанные их хлопка, шерсти или нейлона. Такие носки протирать нельзя, поскольку не установлено достаточным количеством свидетельств (хадисов), что можно не применять предписания Корана о мытье ног.

      (3) Толстые носки, не сделанные из кожи, но имеющие качества кожи. Согласно некоторым учёным, допустимо протирать такие носки, но другие - считают это не допустимым.

      В заключение еще раз отметим, что в вопросе о протирании носков, не имеющих качеств кожи, нет разногласий среди исламских ученых. Все они сходятся во мнении, что протирать такие носки нельзя.

      Невозможно игнорировать предписание аята Корана (о мытье ног), пока допущение протирания не достигнет уровня таваатур, как в случае с «масах ‘аляль хуффайн». Поэтому, условия, упомянутые исламскими учёными, не являются выдуманными. Они лишь утвердили уровень соответствия кожаным носкам.

Хадисы о протирании некожаных носков (джаураб)

После объяснения фундаментального принципа и его применения к сути нашего вопроса позвольте нам рассмотреть хадисы о протирании некожаных носков (джаураб).

       Во всех сборниках встречается лишь три хадиса, переданные Билялем, Абу Мусой Аш‘ари и Мугирой ибн Шу‘ба (да будет доволен ими Аллах). Повествование Биляля приводится в книге «Му‘жам Сагир» Табрани, а повествование Абу Мусы в сборниках «Ибн Маджа» и «Байхаки».

      Однако, Хафиз Зайла‘и (знаменитый хадисовед) в известном труде «Насбур-Рая доказал, что оба иснада (цепь рассказчиков) имеют дефекты и слабы. Касательно повествования Абу Мусы, имам Абу Дауд Саджастаани (да будет милостив к нему Аллах), автор «Суннан Абу Дауд», (одного из шести сборников достоверных хадисов) написал: «Цепь передатчиков (иснад) этого хадиса не непрерывна, а значит не достоверна». («Базлюль-Муджхуд») Поэтому, нет необходимости в дальнейшем обсуждении этих двух хадисов.

      Третий хадис, переданный Мугирой ибн Шу‘ба, приводится у имама Тирмизи (да будет милостив к нему Аллах), как хороший. Некоторые выдающиеся знатоки хадисов не согласились с ним.

      Имам Абу Дауд (да будет милостив к нему Аллах) после записи этого хадиса писал: «И ‘Абдуррахман ибн Махди не должен рассказывать этот хадис, потому что достоверное известное повествование от Мугиры ибн Шу‘ба говорит, что Пророк (мир ему и благословение совершал «масах ‘аляль хуффайн». («Базлюль-Муджхууд»).

      Имам Насаи (да будет милостив к нему Аллах) пишет в «Сунан Кубра»»: «Кроме Абу Каиса, никто больше не рассказал этот хадис. И я не знаю никакого другого рассказчика, подтверждающего это повествование. Зато с уверенностью можно сказать, что хадис Мугиры ибн Шу‘ба о «масах ‘аляль хуффайн» является достоверным (сахих)» («Насбур-Рая»).

Многие имамы, например, имам Муслим, имам Байхаки, имам Суфьян Саури, имам Ахмад, имам Яхья ибн Му‘ин, имам ‘Али ибн Мадини и другие объявили этот хадис слабым из-за Абу Каиса и Хузайля ибн Шурджиля, которые были ненадёжными рассказчиками.

      Имам Навави (да будет милостив к нему Аллах), автор комментария к «Сахиху Муслима», пишет: «Даже если бы все хадисоведы, критикующие этот хадис как слабый, не были едины в своих суждениях, даже тогда они были бы правы согласно правилу имама Тирмизи, в котором фундаментальным принципом является то, что критика выше одобрения. Все знатоки хадисов считали этот хадис слабым, поэтому утверждение имама Тирмизи, что этот хадис – хасан, сахих, неприемлемо» («Насбур-Раая»).

      Таково положение иснада хадиса, который Са‘ид Абуль ‘Аля Маудуди и ряд др. приводят в подтверждение своего заявления. Теперь вы можете проверить и убедиться, что большинство учёных-хадисоведов объявило этот хадис слабым и неприменимым в качестве доказательства (далиля).

Даже допустив, что имам Тирмизи прав, и тогда это всего лишь один хадис из всех сборников. И вновь возникает вопрос, можем ли мы оставить ясный приказ Всевышнего Аллаха мыть ноги во время омовения (вуду) на основе лишь одного хадиса?

       Как было упомянуто выше, допустимость «масах ‘аляль хуффайн» (протирания кожаных носков) достигла уровня таваатур, и Имам Абу Юсуф сказал, что, если бы не был достигнут этот уровень, тогда мы не могли бы сделать исключение из предписания Аллаха мыть ноги. Хадисы о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают уровня таваатур. 

 Фактически, во всех сборниках хадисов мы находим лишь три повествования, из которых два единогласно слабые, а третий критикуется большинством хадисоведов. Только имам Тирмизи приводит его как сахих хадис.

Таким образом, в шариате неприемлемо делать исключение из приказа Аллаха на основе такого слабого хадиса.

      Имам Абу Бакр Джассаас пишет в книге «Ахкам уль-Коран Лиль-Джассаас»: «Как упоминалось ранее, подлинным указанием аята про омовение является мыть ноги. Более того, протирание кожаных носков никогда не было бы разрешено, не будь оно установлено мутаваатир хадисами. И так как повествования о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают того же масштаба как хадисы о «масах ‘аляль хуффайн», то нужно применять основное правило о мытье ног».

Утверждение о том, что сахабы протирали носки и разрешали другим, является неправильным. Ни одним повествованием или практикой сахабов не доказано, что они протирали носки из тонких тканей и т. д.

      Очень известный ученый ‘Аллама Шамс уль-Хакк Сахиб Азимабаади (да будет милостив к нему Аллах) (популярный среди салафитов) пишет: «Носки могут быть из кожи, шерсти, хлопка, и т.д., все они называются «носки». Недопустимо протирание любых носков, пока не установлено, что Пророк (мир ему и благословение) протирал носки из шерсти и т.д.». («Авнуль-Ма‘бууд»).

Отсюда, ещё очевиднее, что сахабы протирали или кожаные носки, или толстые носки, которые имели свойства кожаных.

      Приводиться также в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»: «Са‘ид ибн Мусейиб и Хасан Басри (мир ему и благословение) говорили, что разрешается протирать носки при условии, что они толстые».

Обратите внимание, что слово «сафиик» в двух известных арабских словарях «Каамус» и «Мухтар ас-Сихах» означает «очень толстая и крепкая ткань». Оба из вышеупомянутых людей были выдающимися таби‘инами. Они давали фатвы, наблюдая поступки сахабов. Поэтому, фатва о том, что носки должны быть толстыми и соответствовать качествам кожи, не является чем-то новым.

 Для удобства, я повторяю условия толщины носков ниже:

      а) сквозь них не должна просачиваться вода;

      б) они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге;

      в) можно пройти в них, не прерываясь, по крайней мере, милю, и они не изорвутся.

Если толстые носки имеют эти три свойства, то они по качественным характеристикам похожи на кожаные. Многие ученые разрешили протирание таких носков. Смотри следующее:

      (1) «Далялятун-Насс», указания хадисов о «масах ‘аляль хуффайн» также применимы к толстым носкам. «Далялятун-Насс» находится в категории «Кат‘и-ус-Субут» (установленное явно), а не в категории «Кыяс», как ошибочно считают некоторые.

      (2) «Асаар» (практика сахабов).

Основываясь на двух вышеупомянутых доказательствах, разрешается протирать толстые носки.

      ‘Аллама ибн Хумаам (да будет милостив к нему Аллах) пишет в «Фатх уль-Кадир»: «Нет сомнения, что разрешение протирать кожаные носки является «хыляф уль-кыяс» (противоречит аналогии). Поэтому, было бы неправильно сравнивать другой тип носков с кожаными, кроме как, используя «Далялят ун-нас», при наличии в них схожих характеристик с кожаными, чтобы находиться в той же самой категории «хуфф».

В общем, можно не мыть ноги, а протирать носки только в том случае, если сообщения об этом достигают уровня и норм таваатура. Протирание кожаных носков («масах ‘аляль хуффайн») удовлетворяет требованиям. С другой стороны «масах ‘аляль джаурабейн» (протирание обычных носков) не достигает нужного уровня.

А значит, обычные носки протирать нельзя. Однако, если носки имеют свойства, делающие их схожими с кожаными, то, опираясь на далялят ун-насс, действия сахабов и благочестивых предков, большинство факихов разрешили протирание таких носков. Уточнив свойства кожаных носков, все имамы-муджтахиды пришли в этом вопросе к согласию.

Что же касается Ибн Хазама, Ибн Теймии и Ибн Кайима, то при всём уважении к их статусу и положению, их мнения отличаются от джумхуруль-фукаха (общего мнения исламских правоведов) по многим вопросам, в том числе и в этом. Необходимо же следовать за большинством факихов, хадисоведов и всех муджтахидов.

Масх (протирание) на обувь

      В вопросе также было упомянуто, что Са‘ид Абуль ‘Аля Маудуди также разрешал протирать обувь. Это также необходимо разъяснить. Некоторые исламские ученые разрешают протирание (масах) носков, если они толстые, но ни один из них не разрешает протирать обувь.

      Шейх Юсуф Бинури (да будет милостив к нему Аллах) пишет: «Ни один из имамов 4 мазхабов не дал разрешение протирать обувь» («Ма‘арифус-Суннан»).

      Объяснение этому простое. Пророк (мир ему и благословение) протирал обувь только тогда, когда он уже был в состоянии омовения (вуду). Он совершал новое омовение перед каждым намазом. И потому что он был уже в состоянии вуду, вместо того, чтобы мыть ноги, он протирал обувь.

      Доказательство этому приводиться в «Сахихе Ибн Хузеймы»: «Сообщается что ‘Али (да будет доволен им Аллах) попросил воды, затем совершил краткое омовение и протёр обувь. После этого он сказал, что так Пророк (мир ему и благословение) совершал вуду, когда оно не было нарушен» («Сахих Ибн Хузейма).

Из этого хадиса следует, что человек, у которого нет вуду, не может протирать обувь. После того, как приведено ясное свидетельство, нет никаких послаблений в этом вопросе.

 

Вывод

      Все авторитетные знатоки фикха и муджтахиды соглашаются, что не разрешается протирать тонкие носки, сквозь которые просачивается вода, которые не держатся на ноге самостоятельно, и в них нельзя пройти достаточное расстояние. Также нельзя протирать обувь. Современные тонкие хлопковые, шерстяные, нейлоновые и другие носки не имеют свойств кожаных носков, поэтому нельзя протирать их.

      Если кто-то так поступает, его омовение (вуду) будет недействительно, согласно имаму Абу Ханифе, имаму Малику, имаму Шафи‘и, имаму Ахмаду ибн Ханбалю и любому другому муджтахиду.

 

Муфтий Мухаммад Таки ‘Усмани, Дар уль -улюм Куранги, Карачи, Пакистан

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (2 голосов)

darulfikr.ru


Смотрите также